Буддизм :: Словарь

Буддийский словарь

Версия для печатиВерсия для печати
А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш - все описания на эту букву



Заслуга


Благое действие, влияющее на формирование хорошей кармы. Антонимами этого термина являются апунья (дурные поступки) и папа (зло), формирующие плохую карму. В концепцию заслуги включены такие понятия, как благие потоки, дурные потоки, поле благой заслуги, источники заслуги, передача заслуги, заслуги, формирующие хорошую карму чувственного мира, заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания, и др. понятия. В буддизме тхеравады сангха именуется ‛несравненным полем заслуги в этом мире‛, что обосновывается двумя главными каноническими, т. е. не подлежащими сомнению, положениями. Во-первых, сангха была основана самим Буддой, ее члены слушали поучения из его уст и традиции ‛слушавших самого учителя‛ с тех пор сохраняются в буддийской общине. Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги с помощью медитации. В канонических текстах описываются 6 стадий накопления заслуг через медитацию: воспоминание о постоянном, незримом присутствии в сангхе Будды; воспоминание об учении Будды; воспоминание о праведном образе жизни членов сангхи, о восьмерых великих учениках Будды, которые выполняли свои функции попарно; воспоминание о несокрушимости морального облика члена сангхи; воспоминание о радости, которую приносит просветление; концентрация на богах, божествах, небесных существах и перенесение их достоинств в личность медитатора. Попав в сангху, верующий начинает непрерывно улучшать свою карму. Путь в сангху обусловлен четырьмя ‛потоками‛: дарением одежды, подношением пищи, обеспечением жильем и лечением членов сангхи. Благодаря возможности накопления заслуг уровень существования человека становится центральным в системе буддийского мироздания, а сам человек возвышается над сверхъестественным миром. В отличие от тхеравады в махаяне и особенно в ваджраяне концепции накопления заслуг не придается столь большого значения; более важным в них считается магическая практика, проникновение в сокровенной сущность тантр (см. Тантра). ведущие гораздо более быстрым путем к достижению состояния просветления.

Зуб Будды


Главная реликвия буддизма, известная во всех странах буддийского мира, но объектом самостоятельного культа является только в государстве Шри-Ланка, где в городе Канди находится храм 3уба Будды и ежегодно в месяце эсала (июль — август) устраивается двухнедельный праздник. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Будды один из его учеников выхватил из погребального костра его зуб. В течение восьми веков 3уб Будды хранился в Индии, но в 361 ввиду опасности, грозившей ему во время начавшейся в царстве Калинга войны, был спрятан и доставлен в Шри-Ланку принцем Датта и принцессой Хемалатха. Правитель острова построил в честь 3уба Будды храм и учредил большой ежегодный праздник. Сведения о судьбе реликвии на протяжении прошедших с тех пор 16 веков противоречивы. По данным сингальских хроник, 3уб Будды ни разу не покидал пределы острова и лишь однажды во время сингало-португальской войны в 1560 был спрятан в укромном месте, чтобы не попасть в руки врага. Бирманскиеже хроники утверждают, что в 9 в., в период расцвета Паганского царства, 3уб Будды был вывезен в Бирму и долгое время находился там. Индийские хроники считают, что в 13 в. в ходе инд.-шриланкской войны 3уб Будды был вывезен в Индию и только за большой выкуп возвращен обратно. По данным португальских источников, португальские войска в 1560 захватили 3уб Будды и по настоянию католической церкви истолкли его в порошок и сожгли. 3уб Будды или то, что им считается, хранится сейчас в храме Далада Малигава в городе Канди. Ежегодные праздники в его честь собирают огромное количество паломников.

Зэн


Повседневная накидка из красного материала шириной два локтя, длинной от пяти до десяти локтей соответственно по росту монаха. Когда перед ступой Будда отрекся от жизни в миру, он скинул мирскую одежду и облачился в монашескую, которую ему поднесли небожители. И после этого его последователи-ученики облачились в точно такие же одежды. Во-первых, для того чтобы было различие между монахами и мирянами, во-вторых, эти одежды не противоречат обетам Бхикшу. В-третьих, для того, что бы монахи носили эту одежду и не думали о красоте.Как-то в старину царь Бимбисара встретился с брахманом-иноверцем и ошибочно думая, что он буддийский монах поклонился ему. И поэтому после этого Будда чтобы различать тиртиков и буддийских монахов-Бхикшу ввел такие одежды как 'Намджяр' и 'Лагой', из квадратных лоскутков. В настоящее время в северном Буддизме их редко одевают в повседневной жизни. Они используются во время проведения ритуала очищения-Соджонг. И также во время проповедования или слушания Учения. 'Лагой' и 'Намджяр' одинаковы по размеру, но различаются цветом, одно оранжевое, а второе желтое. Первое предназначено всем принявшим монашеские обеты, второе только для монахов принявших полное посвящение Бхикшу.