Три родовых буддийских царя
Три тибетских царя-дхармараджи особо почитаются тибетцами. Это:
- Сонгцен Гампо
- Трисонг Децен
- Три Ралпачен
Эти цари способствовали распространению Учения Будды в Тибете – стране, духовно опиравшейся до того на традиции Бон, древнего учения, родственного шаманизму. Большое благо для первоначального распространения буддизма в Тибете оказали эти три родовых царя. Настроившись враждебно, бонские священнослужители сначала оказывали сильное сопротивление буддизму. Требовались значительная стойкость, воля и власть, чтобы противостоять интригам, коварству и заклинаниям этих служителей. Бонские жрецы видели в Учении Будды угрозу древней традиции народа Тибета и своему положению.
"В этой Стране Снегов Учение Просветлённого будет угасать и процветать следующим образом. В прошлом священной Дхармы не было в этой тёмной стране – здесь было распространено учение Бон, старой традиции. Впервые звук Дхармы распространил царь Нятри Ценпо – чудесное проявление Будды Высшего Лекаря. Начиная с того времени, через долгое время, пришёл избранный царь Сонгцен Гампо – Владыка людей, Повелитель, человеческое проявление на пользу живущих Владыки Вселенной Авалокитешвары. Львиный рык священной Дхармы победил скопище лисов традиции Бон. Он оживил силу Учения Муни и разогнал мрак над Тибетом, воздвиг храмы – опору почитания множества разных божеств, оживил на благо живущим силу духовного закона. Для создания благих условий для жителей Тибета две принцессы – жены Владыки, Защитника Учения – дочери Владык людей, царей Китая и Непала, убоявшиеся Сансары, проявления богини Тары, став жёнами Сонгцена Гампо, согласно его желанию, привезли с собой статую Джово Шакьямуни, опору для почитания, высшее украшение жителей Джамбудвипы, возвышенное изображение, – и словно наяву пришёл Просветлённый, и воссел в центре Тибета, и стал основой добродетели. Поток амриты, совершенных учений мудрецов Индии, очистил грязь разрушительных эмоций жителей Страны Снегов. В те времена Учение Муни широко охватило Тибет. С тех времён и в течение долгого времени проявление Будды Безграничного света – Гуру Падма и другие, Множество мудрецов и йогинов, великих и несравненных, развивали и поддерживали традицию Просветлённого. Когда великий царь, Владыка людей, ушёл в вечность, в конце этого великого периода распространения Дхармы, ученики китайца Махаяны явили неправильное учение – это исправил блистательный принц Камалашила. Проявление Мары, царь Тибета по имени Лангдарма на семьдесят лет ввёл страну во тьму. В это время проявление Будды Акшобхьи По имени Лхалунг Палги Дордже усмирил демонического царя Лангдарму и распространил Учение. И вновь огонь Учения пришёл из восточной провинции, и вновь распространились в У* духовные правила Дхармы". |
Мачиг Лабдрон (Из книги "Отсекая надежду и страх")
Примечание: * У (тиб. dbus – в центре, центральный) – провинция в Центральном Тибете. Кхам (тиб. khams) – восточная провинция Тибета.