Буддийские Учителя :: Буддийские цари Индии

Царь Аджаташатру

Версия для печатиВерсия для печати

Аджатасатту (санскр. Ajātaśatru – Аджаташатру, пали Ajātasattu, тиб. mthong ldan, ma skyes dgra, "Не имеющий противников") был сыном Сении Бимбисары (санскр. и пали Bimbisāra, тиб. gzugs can snying po), царя древнеиндийского государства Магадха (санскр. magadha, тиб. ma ga dha, dbus 'gyur tshal). Бимбисара был современником Будды Шакьямуни, и он первым из правителей обрёл веру в Самого Почитаемого. Обретя веру, он покровительствовал общине Будды.



Однажды Девадатта (санскр. и пали Devadatta, тиб. lhas byin, lhas sbyin), родственник и ученик Будды Шакьямуни, из-за стремления к власти начал противостоять Будде. Девадатта принялся уговаривать Аджатасатту: "Ваше высочество, Вы не сможете стать царём. Вы так и закончите свою жизнь царевичем. Если Вы убьёте своего отца, то станете царём. Если я убью Будду Шакьямуни, то я стану буддой".

В то время Аджатасатту верил Девадатте, и поскольку Девадатта постоянно говорил ему одно и то же, он решился на убийство своего отца. Заточив отца в башне и не давая ему пищи, Аджатасатту приговорил того к голодной смерти.

В Саманняпхала-сутте ("Сутра о плодах отшельничества") повествуется, как, встретившись с Буддой, Аджатасатту выслушал его проповедь, раскаялся в убийстве отца и обрёл глубокую приверженность Трём Драгоценностям. Объясняя царю плоды отшельничества, Будда раскрыл ему разные учения, начиная с заповедей для монахов и заканчивая четырьмя дхьянами, божественными сверхъестественными силами и Освобождением. Сутра о плодах отшельничества, таким образом, является наставлением по этапам буддийской практики. Вот как заканчивается эта сутра:


"Когда так было сказано, царь Магадхи Аджатасатту Ведехипутта (сын Ведехи) сказал Самому Почитаемому:

– Как прекрасно, Преподобный Учитель! Как замечательно, Преподобный Учитель! Преподобный Учитель, это подобно тому, как если бы перевернутое вернули в исходное положение, или как если бы сокрытое было раскрыто, или как если бы заблудившемуся объяснили дорогу, или как если бы в темноту внесли масляный светильник, чтобы те, кто видит, могли видеть формы. Преподобный Учитель, подобным образом Самый Почитаемый через многие аллегории сделал Дхарму понятной. Преподобный Учитель, я принимаю прибежище в Самом Почитаемом, в Дхарме и в Общине монахов. Пусть Самый Почитаемый считает меня своим мирскими последователем, который принял прибежище в нём с сегодняшнего дня на всю жизнь. Преподобный Учитель, меня тяготит преступление: из-за невежества, из-за заблуждения, из-за неблагого поведения я ради владычества лишил жизни отца, добродетельного справедливого царя. Преподобный Учитель, пусть же Самый Почитаемый примет моё раскаяние в преступлении, чтобы в будущем я мог сдерживать себя.

– Несомненно, великий царь, ты отяготил себя преступлением: из-за невежества, из-за заблуждения, из-за неблагого поведения ты ради владычества лишил жизни отца, добродетельного справедливого царя. Но поскольку ты, великий царь, осознав совершённое преступление, раскаялся в нём в соответствии с Законом, мы принимаем твоё раскаяние. Великий царь, в Винае благородных развитие возможно, когда человек, осознав совершённый проступок, раскаивается в нём в соответствии с Законом и упражняется в том, чтобы сдерживать себя в будущем.

Когда так было сказано, царь Магадхи Аджатасатту Ведехипутта сказал Самому Почитаемому:

– Ну, а теперь, Преподобный Учитель, мы пойдём – у нас много дел, много нужно сделать.

– Теперь, великий царь, поступай так, как считаешь нужным.

И вот царь Магадхи Аджатасатту Ведехипутта, испытав радость и восхищение от слов Самого Почитаемого, поднялся с сиденья, выразил почтение Самому Почитаемому, сделал вокруг него почтительный обход и удалился.

Тогда, вскоре после ухода царя Магадхи Аджатасатту Ведехипутты, Самый Почитаемый обратился к монахам:

– Монахи, этот царь поражён. Этот царь потрясён, монахи. Поистине, монахи, если бы этот царь не лишил жизни своего отца, добродетельного справедливого царя, то уже на этом сиденье он обрёл бы чистое незапятнанное око Дхармы (прим: способность правильно понимать явления, эпитет Просветления).

Вот что сказал Самый Почитаемый. Испытав удовольствие, монахи восхитились словами Самого Почитаемого".