Буддийские Учителя

Агван Дорджиев

Версия для печатиВерсия для печати

Краткая биографическая справка Агвана Доржиева - ученого-богослова, дипломата, просветителя.

По его инициативе и непосредственном участии в Санкт-Петербурге был возведен буддийский храм.

Агван Доржиев (1853(54)-1938) родом из хоринских бурят, в 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился паломником в Тибет.

В 1888 г. он окончил высшую буддийскую школу Гоман при монастыре Брайбун, в окрестностях Лхасы (Столицы Тибета), получил ученую степень «Лхарамба» и был назначен от этой школы Цаннид-Хамбо (наставником) юного Далай­Ламы XIII. Со временем Агван Доржиев приобрел большое влияние на Далай­Ламу и стал его ближайшим доверенным лицом и другом. Он был инициатором сближения Тибета и России. Ездил с дипломатическими поручениями между Россией, Тибетом, Монголией и другими странами. Побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании, Франции.

Агван Доржиев основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Петербурге и типографию в Ацагатском дацане. Строительство храма в российской столице началось в 1909 году в Старой Деревне. Работами руководил Строительный комитет, в который входили академики В.В. Радлов и С.В. Ольденбург, князь Э.Э.Ухтомский, приват-доценты В.Л. Котвич, А.Д. Руднев, Ф.И. Щербатской, врач-тибетолог П. Бадмаев, духовный и светский глава Монголии Джезун Дамба Хутухта, калмыцкие князья Дугаровы, Тумэны, Тундутовы, художник Н.К. Рерих и др.

Санкт-петербургский храм строился в полном соответствии с тибетским архитектурным каноном. В 1913 г. в храме прошла первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году. В 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху. Как и до революции он находился в постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай II и министр Извольский, а Ленин с Луначарским.

Но речь шла всё о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан. В 1929 году деятельность буддийской церкви Забайкалья была запрещена новым антирелигиозным законом. В 1935 году преследования буддийского духовенства начались и Ленинграде. В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать. В ноябре 1937 года 85-летний Агван Доржиев был арестован в Бурятии. Он скончался в 1938 году в тюремной больнице города Улан-Удэ.

В этом же году Ленинградский буддийский храм был закрыт, и его здания стали занимать различные учреждения: физкультурная база, радиостанция (именно отсюда шло вещание на осажденный Ленинград, когда была разрушена станция в Колпине), лаборатории Зоологического института. В 1968 году храм был объявлен «памятником архитектуры местного значения», а в 1990 году возвращен верующим.