Новости буддизма в Санкт-Петербурге

Декада буддийской культуры, Санкт-Петербург, 12–20 июня 2009 г.

Версия для печатиВерсия для печати
Декада буддийской культуры, Санкт-Петербург, 12–20 июня 2009 г.
12–20 июня 2009 г. в Санкт-Петербурге состоится Декада буддийской культуры, организованная Санкт-Петербургским благотворительным общественным фондом «Общество бурятской культуры “Ая-Ганга”» и Религиозным объединением буддистов «Дацан Гунзэчойнэй» г. Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Министерства культуры Республики Бурятия и Посольства Королевства Таиланд в Москве, а также Представительства Главы Республики Калмыкия в СЗФО и Общества тувинской культуры «Центр Азии». Спонсоры мероприятий Декады:ООО «Гранит», ЗАО «Креатор» (Санкт-Петербург); ООО «Байкалфарм», ООО «Оптика-Сэсэг», ООО «Талер» (Улан-Удэ).
 
Проведение Декады приурочено к 100-летию со дня начала строительства первого в Европе буддийского храма — Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй», а также ко 155-летию со дня рождения его основателя Хамбо Ламы Агвана-Лобсана Доржиева (1854–1938).
 
Декада организована в рамках Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений (Программа «Толерантность»), утвержденной Правительством Санкт-Петербурга на 2006–2010 гг.
 
Основная цель Декады — представить жителям и гостям Санкт-Петербурга такое многоплановое, сложное и яркое явление, как буддийская культура, которая в настоящее время вновь стала неотъемлемой частью жизни буддийских народов России — бурят, калмыков, тувинцев, алтайцев — и служит одним из важных критериев их этнической идентичности. Декада познакомит общественность города с духовной традицией буддизма, главными принципами которой являются сострадание и любовь ко всем живым существам, осознание взаимообусловленного существования всех вещей и гармоничное взаимодействие человека и природы. Проведение Декады позволит показать буддийскую культуру в этническом субстрате бурят, калмыков, тувинцев и алтайцев как важный элемент их духовной жизни и один из критериев их этнической идентичности, а также ознакомить жителей города с деятельностью Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» как культурно-просветительского центра. Мероприятия Декады направлены на преодоление религиозной нетерпимости и на достижение подлинного уважения ко всем конфессиям.

 
Программа Декады
 
 
1. Торжественный молебен и освящение мозаичного изображения Белой Тары главой Буддийской Традиционной Сангхи России XXIV Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым (14 июня 2009 г., дацан «Гунзэчойнэй»)
 
Мозаичное изображение Белой Тары было изготовлено специально к Декаде буддийской культуры. Это не просто дань уважения одному из высших буддийских божеств — для буддистов образ милосердной Сагаан Дара-Эхэ (Белой Тары) глубоко символичен. 245 лет назад, в 1764 г., Екатерина II учредила пост Пандито Хамбо Ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья, и в 1766 г. бурятские ламы признали эту императрицу воплощением Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление. С тех пор российские буддисты почитают в виде Белой Тары каждого правителя России. Традиция была нарушена только во время советской власти, когда на буддистов, равно как и на служителей других религий, начались гонения, а буддийские монастыри и храмы подвергались разрушению. Стоит особо отметить, что XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев неоднократно высказывал мысль, что сейчас, когда государство вновь благосклонно относится к представителям буддизма, стоит подумать о восстановлении прежних традиций.
 
 
2. Построение мандалы, посвященной Белой Таре (12–20 июня 2009 г., дацан «Гунзэчойнэй»)
 
Тара («Спасительница») — самый популярный женский образ в буддийском пантеоне. Существует 21 форма Тары, самые почитаемые среди которых — две мирные формы: Белая Тара и Зеленая Тара. Белая Тара восседает на лотосовом троне и держит в руке распустившийся цветок лотоса. Она имеет семь глаз (третий глаз на лбу и еще четыре — на ладонях и ступнях), которые позволяют ей видеть всех живых существ с проницательной мудростью и состраданием. Практика Белой Тары способствует продлению жизни и преодолению угрожающих жизни препятствий.
Для построения мандалы Белой Тары приглашены ламы из Иволгинского дацана (Бурятия). В дацане «Гунзэчойнэй» в эти дни будут проведены специальные торжественные молебны. Разрушение мандалы состоится 20 июня.
 
 
3. Торжественное открытие Декады и открытие выставки Е. К. Зонхоевой «Буддийский космос (Батик с элементами буддийской традиционной танки и скульптуры из коллекции ГМИР)» (15 июня 2009 г., Государственный музей истории религии)
 
Творчество художницы Е. К. Зонхоевой, работающей в технике батика, основано на глубоком знании и чувствовании смысла и стилистики буддийской иконы. Используя элементы буддийской иконографии, Е. К. Зонхоева создает оригинальные творческие произведения, соответствующие современным художественным тенденциям и одновременно сохраняющие глубинную связь с традицией. Ее работы прекрасно сочетаются с буддийскими иконами и по форме, и по материалу. Они могут украсить любую выставку традиционного буддийского искусства, придав ей своеобразный современный колорит.
Е. К. Зонхоева — член Союза художников России, член клуба друзей Российского этнографического музея. Ее работы приобретены РЭМ и Государственным Эрмитажем, а также художественными музеями Улан-Удэ, Читы, Бишкека, Министерством культуры РФ, Союзом художников России. Произведения Е. К. Зонхоевой представлены в коллекциях членов правительства России, президента Украины, в частных собраниях России, Германии, США, Израиля, Голландии, Финляндии, Китая, Австрии, Швейцарии. Е. К. Зонхоева провела девять персональных выставок, участвовала в многочисленных выставках в России, Монголии, Индии, Японии, Франции, Киргизии.

4. Гала-концерт мастеров искусств Бурятии, Калмыкии, Тувы, Алтая и Королевства Таиланд «Сияние лотоса» (17 июня 2009 г., БКЗ «Октябрьский»)
 
Цветок лотоса — один из наиболее популярных символов буддизма, являющийся олицетворением чистоты, совершенства и мудрости.
Впервые на берегах Невы на главной сцене северной столицы будут представлены творческие коллективы буддийских регионов России: Бурятии, Калмыкии, Тувы, Алтая, а также Королевства Таиланд. В одном концерте объединены разнообразные музыкальные жанры. Горловое пение, которым так славится Тува, представит этногруппа «Аржаан» (Улан-Удэ – Кызыл). Танцевальное искусство продемонстрирует Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты». Своим неповторимым сопрано порадует народная артистка СССР Галина Шойдагбаева из Бурятии. Специально для участия в этом концерте при содействии Посольства Королевства Таиланд в Российской Федерации приедет Театр традиционного тайского танца мэрии Бангкока.
В концерте также примут участие ансамбль бурятского танца «Ая-Ганга» (Санкт-Петербург), группа «Намгар» (Москва), этногруппа «Урагшаа» (Улан-Удэ), солистка Бурятского государственного театра песни и танца «Байкал» Бадма-Ханда Аюшеева, победитель конкурса «Народный артист» Амархуу Борхуу, мастер бурятского горлового пения Виктор Жалсанов, лауреат международного конкурса «Ялта-Москва-транзит» Сэсэг Дашанамжилова.
Ведущие программы — Александра Буратаева и Амархуу Борхуу.
 
 
5. Круглый стол «Буддизм в потоке современности» (17 июня 2009 г., Государственный музей истории религии)
 
Круглый стол «Буддизм в потоке современности» посвящен обсуждению проблем функционирования институтов буддизма и буддийских гражданских организаций в глобальной полиморфной реальности третьего тысячелетия.
Буддизм, как и другие традиционные религии, выполняет гуманистическую роль консолидации общества перед новыми вызовами и угрозами современности. Какова идеологическая и социальная роль буддийской сангхи в современном мире? Могут ли ценностные установки буддизма способствовать защите основных прав человека, преодолению расовой и социальной дискриминации, решению экономических проблем и гуманизации общества?
Участникам круглого стола предлагаются следующие тематические направления докладов и дискуссии:
1. Буддизм перед вызовами современности.
2. Взаимодействие буддизма с иными религиями современности.
3. Буддизм как идеологический фактор общественной жизни стран Азии.
4. Проблемы возрождения буддийской традиции в России.
5. Роль изучения письменного наследия буддизма в сохранении буддийской традиции на современном этапе.
6. Основные направления буддологических исследований.
7. Буддизм и этно-национальные сообщества в Санкт-Петербурге.
 
 
6. Презентация издательских проектов дацана «Гунзэчойнэй» (18 июня 2009 г., Музей-квартира П. К. Козлова)
 
На презентации будут представлены издания:
1) Бадмаев Б. Б. Лекции по философии и практике буддизма. СПб.: «Гиперион», 2009. 224 с.
В книгу вошли избранные лекции настоятеля Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Б. Б. Бадмаева, в которых в популярной форме разъясняются основные положения буддийского Учения так, как они интерпретируются в живой традиции бурятского буддизма. Особое внимание уделяется взаимосвязи буддийской философии и практической этики.
2) Хижняк О. С. Ступа. Начало формирования буддийского культа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 274 с.
В монографии представлена история ступ — первых культовых сооружений буддизма в Индии эпохи древности и раннего средневековья, показана их роль в формировании буддизма как религии.

7. Национальный культурно-спортивный праздник «Сурхарбан» (13 июня 2009 г., ЦПКиО им. С. М. Кирова)
 
В переводе с бурятского «сур» — «стрела», «харбан» — «стрелять». Исторически праздник проводится в начале лета. Это яркое зрелище, в котором сочетается мастерское выступление как спортсменов, соревнующихся в национальных видах спорта, так и лучших народных артистов, исполняющих песни и танцы. Особый колорит празднику придает проведение конных скачек, которые наряду со стрельбой из лука и борьбой являются основными видами состязаний — они составляют основу праздника, второе название которого «Эрын гурбан-надан», что в переводе на русский язык означает «три игрища мужчин».
Сурхарбан этого года — десятый из числа организованных Санкт-Петербургским Обществом бурятской культуры «Ая-Ганга». Впервые данное мероприятие в Петербурге проводилось в 2000 году, и с тех пор оно стало традиционным праздником для представителей бурятской диаспоры в городе на Неве и их друзей. На праздник приходят семьями, активное участие принимает молодежь — студенты и аспиранты петербургских вузов, специально для проверки своей силы и ловкости приезжают гости из Москвы. В этом году праздник пройдет под девизом «Сурхарбан приглашает друзей», для участия в его мероприятиях соберутся представители различных диаспор города.
В программе «Сурхарбана-2009» спортивные соревнования: национальная борьба «барилдан», перетягивание каната, соревнования по бегу, стрельба из лука. В культурно-развлекательной части праздника концерт с участием танцоров, музыкантов и детского бурятского фольклорного коллектива «Ая-Ганга».
В 18 часов на открытой сцене Большой площади будет показан спектакль лауреата «Золотой маски-2006» кукольного театра «Ульгэр» (Улан-Удэ) «Под вечным светом кумалана».
Сурхарбан — праздник красоты, молодости, музыки, гармонии и силы, праздник единения спортивного и театрализованного начал. Праздник нацелен на сохранение и развитие традиций и обычаев бурятского народа, знакомство петербуржцев с бурятской культурой, формирование здорового образа жизни у молодежи.
Гостям будут предложены блюда национальной бурятской кухни.
 
 
8. Спектакль лауреата премии «Золотая маска-2006» театра кукол «Ульгэр» «Под вечным светом кумалана» (13 июня 2009 г., ЦПКиО им. С. М. Кирова)
 
Спектакль построен на мотивах эвенкийских мифов и сказаний. Это сказка о гармонии между миром людей и миром животных.
Название постановки отражает культурные особенности эвенков. Кумаланом называется коврик, сшитый из двух головных шкур оленя или лося, иногда из лапок тарбагана или кабарги, украшенный орнаментами и окаймленный полосками меха. Кумалан имеет как хозяйственное, так и ритуальное назначение — его используют в традиционных обрядах.
 
 
9. Дополнительная программа
 
1) Выставка «Искусство медитации и молитвы» — буддийские танка художника Николая Дудко и буддийская пластика из собрания Государственного музея истории религии (Государственный музей истории религии, с 27 мая 2009 г.).
2) Выставка «Буддизм в традиционной культуре народов России» (Российский этнографический музей, с 19 мая 2009 г.).
3) Пресс-тур для СМИ Бурятии, Калмыкии, Тувы (13–19 июня 2009 г.).
 
 
 
В программе Декады возможны дополнения и изменения.




вернуться к списку новостей