Новости буддизма в Санкт-Петербурге

САГААЛГАН - Буддийский Новый Год 2017

Версия для печатиВерсия для печати
САГААЛГАН - Буддийский Новый Год 2017
ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА САГААЛГАН – 2017
 
27 февраля 2017 года наступит новый год по буддийскому календарю – год Красноватой огненной Курицы.
 
По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски – Сагаалган) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.
 
23 февраля, четверг, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану. 
 
24 февраля, пятница, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.
 
25 февраля, суббота, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал. С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» – бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» – для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов. 
 
В 17 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер.
 
ВНИМАНИЕ! В 2017 году ритуал Дугжууба будет проводиться на приво́дной территории дацана (Приморский пр., участок 40-44) – слева от касс ЦПКиО им. С.М.Кирова, от дацана к участку с заготовками для костра нужно будет пройти через подземный переход под Приморским проспектом.
 
 
Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу – символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая душу, потом в ладошках – как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер. В то же время ламы готовят так называемый «соор» – увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.
 
26 февраля, воскресенье – день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00Сахюусан хурал, с 15:00 – молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).
 
С 22:00 до 5:00 27 февраляторжественный молебен Балдан Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Красной огненной Обезьяны.
 
27 февраля, понедельник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).
В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников – хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен – тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 27 февраля по 14 марта.
При этом принято на второй день Сагаалгана, 28 февраля, вторник, вешать хий морины – совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов – Хий Морин Сан. «Конь ветра удачи» – это символ, показывающий состояние благополучия человека.
 
На 15 день Монлам Ченмо, 14 марта, вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 15 марта, среда, будет прочитан Додудба - текст из сутры Праджняпарамиты. 16 марта, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо. 
 
Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.
 
Пресс-служба Санкт-Петербургского дацана
Расписание хуралов на дни празднования Сагаалгана:
 
23 февраля, четверг
18:00 обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану 
 
24 февраля, пятница
10:00-18:00 –  Арбан Хангал (Десять Защитников Учения)
 
25 февраля, суббота
10:00-12:00 –  Сахюусан хурал
15:00-16:00 –  Табан Харюулга 
17:00-17:30 –  торжественный молебен Дугжууба
18:00-18:15 –  подготовка к костру, необходимые обряды
18:15-18:30 –  костёр
18:30 – заключительный молебен
 
26 февраля, воскресенье – день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»)
10:00-12:00Сахюусан хурал
15:00-16:20 – молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары)
22:00-05:00 – торжественный молебен Балдан Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Красноватой огненной Курицы
 
27 февраля, понедельник
05:00 – торжественный молебен Сидор Лхамо, наступление Сагаалгана, обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), обряд призывания удачи и благоденствия, угощение белой пищей (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло)
 
28 февраля – 14 марта Монлам Ченмо (Великий молебен):
 
28 февраля, вторник
10:00 Сахюусан хурал, Хий Морин Сан (обряд освящения хий моринов «коней ветра удачи»)
15:00 – молебен Табан Хаан
 
с 1 по 13 марта
10:00 – Сахюусан хурал
15:00 – Юроолы на благополучие в наступившем году
 
14 марта, вторник – 15 день Монлам Ченмо
с 10:00 – молебен Чонпрул Дуйсэн
 
15 марта, среда
с 15:00 – молебен Додудба (из сутры Праджняпарамиты)
 
16 марта, четверг
с 10:00 – специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо



вернуться к списку новостей