Семинар по изучению «Собрания тем» - Дуйра (bsdus grwa) с 4 по 8 ноября 2015 г.
Приглашаем всех желающих принять участие в третьем семинаре по изучению «Собрания тем» - Дуйра (bsdus grwa).
Занятия состоятся 4 – 8 ноября. Те, кто ранее не принимал участие – приходите! Будет краткое повторение.
Стоимость участия: бесплатно
или по тел. +7 (911) 264-67-28
Место проведения: Аптекарский переулок, д. 1, кв. 1 (набрать на домофоне «1»), метро Невский проспект (выход на Канал Грибоедова);
Расписание:
4 ноября, среда
11:00 - 13:00 Краткий курс пройденного ранее на предыдущих семинарах: Основы диспута, существующее и несуществующее, противоположность являющегося и противоположность не являющегося, причина и плод, тождество и отличие, объект и обладатель объекта.
13:00 – 14:30 Перерыв
14:30 – 17:30 Общее и Частное, Несовместимое и связанное
5 ноября, четверг
19:00 - 21:00 Определение и определяемое
6 ноября, пятница
19:00 - 21:00 Субстанциональное [и] обратно тождественное
7 ноября, суббота
11:00 - 13:00 Три времени
13:00 - 14:30 Перерыв
14:30 - 17:30 Общий признак и собственный признак
8 ноября, воскресенье
11:00 - 13:00 Исключающее и утверждающее вхождения
13:00 - 14:30 Перерыв
14:30 - 17:30 Называемое и называющее
Ведущий семинара Илья Кучин - переводчик на русский язык 2-х учебников по дуйре («Ожерелье знатоков, исполняющее все чаянья счастливцев» Агвана Таши и «Лучи солнечного света собрания [тем] коренных текстов» Сонама Вангьяла). Работал над совершенствованием перевода лориг («Золотое ожерелье прекрасных Учений» Кунчена Жамьян Шадбы ), переведенный ранее Б. Дампилоном. В настоящее время трудится над доработкой перевода учебника "Дон дун чу (don bdun cu)" по предмету "Парамита" ("Парчин"), введение в "Абхисамаяламкару", переведенный ранее Б. Дампилоном, работает над завершением перевода Большого Тонтуна (stong thun chen mo) – «Заметки по мадхъямаке «Открывающие глаза счастливцев».
О важности изучения дуйры:
А. М. Донец, "Базовая система дхармических категорий буддийских философов Центральной Азии": "Работы по "Собранию тем" являются учебными пособиями, к детальному прорабатыванию которых обращаются сразу же при поступлении на религиозно-философские факультеты (mtshan nyid kyi grwa tshang) - базовые для данной системы монастырского образования.
Эти тексты имеют очень специфическую форму изложения материала, которая наилучшим образом подготавливает к диспуту - основному методу обучения - и приводит к вырабатыванию весьма своеобразного стиля философствования, сохраняющегося затем в течение всей последующей жизни.
Предполагается, что указанные работы знакомят с основными категориями системы Дигнаги-Дхармакирти, которую условно именуют "саутрантикой, следующей доказательству" (rigs pa`I rjes `brang). Подобное ознакомление делает возможным последующее детальное прорабатывание текстов по этой системе, а также обеспечивает стандартной терминологией, которая используется при объяснении других учебных предметов и написании философских трактатов по разной тематике. Так, Дж. Дрейфус констатирует: "Большинство тибетских философских рассмотрений отражает сильное влияние Дхармакирти. Они включают его словарь, даже когда рассматривают философию мадхъямаки. Такие понятия Дхармакирти, как валидное познание и исключение, часто используются в монастырских дебатах на разные темы. Формат дебатов, который еще очень популярен среди тибетцев, тоже базируется в основном на логике Дхармакирти, такова же и большая часть базового словаря, используемого тибетскими студентами в их образовании. Это обеспечивает тибетских философов стандартной терминологией, которая используется как каркас для исследования в различных областях буддийской философии" [Дрейфус, 1997, с. 19-20].
Изложенное убедительно свидетельствует о том, что установление круга значений базовых терминов, объясняемых в работах по "Собранию тем", служит своеобразным ключом к адекватному уяснению смыслосодержания тибетоязычных религиозно-философских текстов, особенно - устанавливающих воззрение.
Термин bsdus grwa ("собрание тем"), в широком смысле, обозначает вводный курс обучения, включающий последовательное изучение трех базовых предметов, которые с известной долей условности называют онтологией (bsdus grwa), эпистемологией (blo rig) и логикой (rtags rig). В более же узком смысле - это то, что объясняется в работах по "Собранию тем", то есть, преимущественно, "онтология". Поскольку рассмотрение категорий подобной "онтологии" составляет основное содержание работ по "Собранию тем", их знание предполагается последующим ознакомлением с логикой, эпистемологией и другими учебными предметами, а также служит своеобразным фундаментом для изучения тибетоязычной философской литературы, то, очевидно, исследованием именно этой базовой системы категорий и нужно заняться в первую очередь".
вернуться к списку новостей