Новости буддизма в Санкт-Петербурге

В дацане появились четыре махараджи

Версия для печатиВерсия для печати
В дацане появились четыре махараджи
В 2015 год – юбилейный год для Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй, ведь именно 100 лет назад в храме начали проходить постоянные молебны. Поэтому все события, которые в течение текущего года планируется проводить в дацане или с его участием в различных культурных и научных учреждениях, будут посвящены столетнему юбилею храма.
 
Уже сейчас в дугане (молельном зале дацана) установлены статуи махараджей – царей, являющихся хранителями четырёх сторон света и защитниками учения Будды. 
Слева от входа на троне стоит махараджа Вирупакша (тиб. Ченмисан, бур. Жанмисан) красного цвета – царь Запада, обитающий на западном склоне горы Сумеру. В левом дальнем углу на троне установлен махараджа Вайшравана (тиб. Намсей, бур. Намсарай) золотистого цвета – хранитель Севера, который расположился на северном склоне горы Сумеру. Далее, по ходу гороо, справа от алтаря на троне появился махараджа Дхиратараштра (тиб. Юлкорсун, бур. Юлхорсрун) белого цвета – царь Востока, который находится с восточной стороны горы Сумеру. А справа от входа, или последним при совершении гороо, вам встретится на своем троне махараджа Вирудхака (тиб. Паккебо, бур. Пагжеву) синего цвета соответственно, повелитель Юга, живущий на южной стороне горы Сумеру.
 
Согласно истории из одной сутры, давно, когда в мире пребывал Будда Кашьяпа, будущие Дхиратараштра и Вирудхака родились царями нагов, звали их Угчен и Угчун. Они обитали у подножия горы Сумеру. А будущие Вирупакша и Вайшравана тогда были царями гаруд, их звали Дачен и Дачун, они жили на вершине горы Сумеру. Гаруды были враждебны к нагам, наги побаивались гаруд и перебрались в глубины океана, чтобы скрыться от них. Там у них родилась вера в Будду Кашьяпу, и они приняли Прибежище в трёх драгоценностях. Затем они, свободные от страха, поднялись из глубин океана, к горе Сумеру. Когда гаруды увидели, что наги вернулись, они спросили их: «Раньше вы боялись нас и уплыли в глубины океана. Что стало с вашим страхом?» Царь нагов ответил: «Мы приняли Прибежище в трёх драгоценностях и верим в Будду Кашьяпу. Мы получили основу для более высоких дисциплин. Благие качества и достоинства Будды огромны, а поэтому принятие Прибежища в нём приносит неизмеримые заслуги и пользу». Тогда гаруды отправились к Будде, приняли Прибежище в трёх драгоценностях как основу высоких достоинств, а вражда между ними перешла в дружбу.
 

Махараджа Вайшравана (тиб. Намсей, бур. Намсарай) золотистого цвета – хранитель Севера, который расположился на северном склоне горы Сумеру.

Махараджа Вирупакша (тиб. Ченмисан, бур. Жанмисан) красного цвета – царь Запада, обитающий на западном склоне горы Сумеру.
 

Махараджа Вирудхака (тиб. Паккебо, бур. Пагжеву) синего цвета – повелитель Юга, живущий на южной стороне горы Сумеру.
 

Махараджа Дхиратараштра (тиб. Юлкорсун, бур. Юлхорсрун) белого цвета – царь Востока, который находится с восточной стороны горы Сумеру.

Во время пришествия Будды Шакьямуни в наш мир бывшие цари нагов и гаруд родились хранителями четырех сторон света: Дхиратараштра пребывает на восточной стороне горы Сумеру. Вирудхака пребывает на южной стороне горы Сумеру. Вирупакша пребывает на западной стороне горы Сумеру. Вайшравана пребывает на северной стороне горы Сумеру.

Когда великие цари узнали о присутствии Будды Шакьямуни в чреве матери, они пошли к ней и убрали все препятствия и вредных существ из её жилища. Когда Будда оставил свой дворец и сел на своего коня, четыре царя подняли его на небо. Когда Будда достиг пробуждения, они предложили ему огромную чашу для подаяний, наполненную нектаром. Они всегда оказывали почести Будде и совершали ему подношения.

Когда Будда шел куда-либо давать учение, четыре великих царя очищали землю, где должен был проповедовать Будда, а их слуги распространяли там ароматы и благовония. Для Будды возводился огромный львиный трон. Когда Будда восседал на троне, Вирупакша с многотысячной свитой его подданных, сделав простирание, осыпали Будду цветами и садились перед ним с западной стороны трона. Великий царь Вайшравана и его свита, сделав простирание, осыпали Будду драгоценностями и садились с северной стороны. Великий царь Дхаритараштра и много тысяч его подданных осыпали Будду жемчугом, сделав простирание, и садились с восточной стороны. Великий царь Вирудхака с подданными осыпали Будду золотом и серебром, сделав перед ним простирание, садились с южной стороны. 

Четыре царя и тысячи их подданных, слушая глубочайшие наставления Победоносного Будды, прониклись ими и достигли различных степеней развития: кто-то устремился к Пробуждению, кто-то вступил в поток, а кто-то узрел истину.
 
Четыре махараджи для петербургского дацана были изготовлены в мастерской Жаргала Иванова (Санкт-Петербург) при благословении и поддержке ширээтэ ламы Буды Бадмаева.
 
Освящение махараждей пройдет во время торжественных празднований юбилея Санкт-Петербургского дацана осенью 2015 года, его проведут ширээтэ ламы дацанов Буддийской традиционной Сангхи России во главе с Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.
 
Огромная просьба к прихожанам и гостям храма: не оставляйте деньги и другие подношения на пьедесталах махараджей, пожалуйста, кладите их в специальные ящики для подношений, которые находятся слева от входа в дуган и с обеих сторон алтаря.
 
Пресс-служба Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй

 




вернуться к списку новостей