Новости буддизма в Санкт-Петербурге

Вышло в свет дополненное издание книги о петербургском дацане «Храм Будды в Северной столице»

Версия для печатиВерсия для печати
Вышло в свет дополненное издание книги о петербургском дацане «Храм Будды в Северной столице»
В конце 2012 года вышла в свет книга известного петербургского ученого, историка Александра Андреева «Храм Будды в Северной столице» (издание 2-е, дополненное, издательство А.Терентьева «Нартанг»). 
 
Книга повествует об одном из уникальных памятников петербургского зодчества – буддийском храме, построенном в начале ХХ века по инициативе посланника XIII Далай ламы в России, бурятского ламы Агвана Доржиева. В книге подробно рассказывается обо всех этапах строительства дацана, его реликвиях и нелегкой судьбе в годы советской власти. Храм, закрытый в 1938 г., был возвращен верующим лишь в 1990 году. 

В Приложении приводятся ряд архивных документов, а также воспоминания стародеревенского старожила В.А.Иванова. Издание иллюстрировано множеством редких фотографий из собрания автора, архивов, фондов Музея-квартиры П.К.Козлова, дацана Гунзэчойнэй, издательства А.А.Терентьева «Нартанг».
 
Данное издание книги посвящено памяти буддийских монахов из Старой Деревни и востоковедов-буддологов, погибших в Ленинграде в 1937 году, в разгар Большого Террора.
 
Книгу можно приобрести в киоске дацана (телефон для справок 8-981-7559605).
 
Пресс-служба Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй

КНИГА О РОССИЙСКОМ ХРАМЕ БУДДЫ
 
А.И.Андреев. Храм Будды в Северной столице. – СПб.: изд-е А.Терентьева («Нартанг»), 2012 – 208 с. Издание 2-е, дополненное.
      
Четыреста лет Россия прирастает, по научному предвидению  русского гения Михаила Васильевича Ломоносова, Сибирью, Дальним Востоком и Северным Ледовитым океаном. За эти столетия в русском  многонациональном планетарном государстве сложилась и показала свою эффективность политика мирного сосуществования православия, ислама и буддизма. Создана и действует модель единой страны, державы  всего мира.
      
Книга доктора исторических наук, научного сотрудника Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук Александра Ивановича Андреева  рассказывает об уникальном памятнике российского зодчества – буддийском храме в Санкт-Петербурге, построенном в 1913 году по инициативе посланника Далай-Ламы 13-го в России, бурятского высшего ламы Агвана Доржиева.
      
Научная система книги – справочно-библиографический аппарат, ссылки, фотодокументы в сочетании с простым, живым литературным языком и сюжетным алгоритмом ученого-историка творчески продолжает традиции великих русских ученых Н.Карамзина, В.Ключевского и Л.Гумилева.
      
Четыреста – триста пятьдесят лет назад к России медленно присоединялись пятьдесят бурятских княжеств, уходя от жестокого, кабального подданства манчжурских императоров. Вместе с бурятами к России присоединилась их родная земля в миллион квадратных километров (ныне Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край). В центре бурятской, и с тех пор -  российской земли – священное озеро Байкал. Решение о добровольном присоединении к России принимали сами жители на своих летних сходах  и праздниках –  сурхарбанах после конных скачек, вольной борьбы и стрельбы из луков. Этим коллективным решениям подчинялись избранные народом бурятские князья (князцы, как их звали в секретных донесениях в Москву русские служилые люди - казаки) вместе с ламами и народом. Записки-прошения  о добровольном присоединении бурят к России сохранились, в них буряты обещали верно служить российскому императору и государству, исправно платить налоги как верноподданные: десятого ягненка, теленка, жеребенка от приплода, десятого соболя от охоты в русскую казну. Взамен буряты надеялись на дружескую помощь русских, на защиту от пограничных разбойников-китайцев и манчжуров, на сбережение государством своей буддийской религии и лам…
       
Все просьбы бурят при добровольном, мирном присоединении Восточной Сибири к России были исполнены императорским домом Романовых. Бурятский буддизм – ламаизм был признан государственной религией России наряду с православием. Императрица Елизавета Петровна, дочь  Петра Первого (была признана бурятскими ламами воплощением буддийского божества милосердия и сострадания – Белой Тарой, этого титула она очень стеснялась, но в душе была согласна…)  учредила четыре казачьих бурятских полка для охраны восточных границ российской империи, причем штатными священниками в этих полках служили ламы, в том числе и мои прадеды. Новая государственная  граница России (незыблемо существует и сегодня на востоке страны) протяженностью в тысячу вёрст была полностью перекрыта и хорошо охранялась местными жителями - бурятскими казаками, им помогали и передавали опыт несения пограничной службы немногочисленные прикомандированные донские казаки…
        
Вполне естественной была идея бурятского ламы Агвана Доржиева построить буддийский центр – храм с небольшими подворьями в столице российской империи начала двадцатого века, о чем подробно повествует книга доктора исторических наук Александра Ивановича Андреева. И знаменательно, что открытие храма Будды в столице России было приурочено к празднованию трехсотлетия императорского дома Романовых в 1913 году.
        
Книга (твердый цветной переплет с фото фасада дацана, мелованная бумага, формат 70х100\16, 1000 экз.) открывается посвящением  памяти буддийских монахов и востоковедов-буддистов  из Старой Деревни Ленинграда, погибших в 1937 году в разгар Большого Террора.
        
В девяти главах книги подробно излагается столетняя история строительства и работы буддийского храма, непростые времена его закрытия в годы политических репрессий 20-го века, в военные и послевоенные годы.
       
С болью в сердце и с горечью читаешь исторические факты о репрессиях на бурятских и калмыцких лам в тридцатых годах. И приходишь к выводу, что эта книга является своего рода извинением современного российского общества перед потомками незаконно репрессированных лам.  Книга улучшает карму страны, смягчает трагические последствия неправедных государственных  решений в отношении российского буддизма, каждого незаконно осужденного ламы.
        
В дни блокады Ленинграда гитлеровскими фашистами  храм превратился в мощную армейскую длинноволновую и средневолновую радиостанцию для связи с Москвой и наведения боевых самолетов, причем фашисты, как правило, не обстреливали и не бомбили  буддийский храм, не считая его военным объектом. Антенна секретной радиостанции поднималась на фронтовом аэростате. В подвалах  работал цех по сборке ручных гранат, пишет А.И.Андреев.
         
В буддийской философии смертным грехом считается убийство всего живого. Но в период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 г.г. и Второй мировой войны двадцатого века бурятские буддисты определили это грозное время как войну Шамбалы между светлыми силами СССР и темными силами – фашизмом и японским милитаризмом. Многие бурятские ламы, уцелевшие в политических репрессиях тридцатых годов,  ушли добровольцами в Красную Армию, приняли участие в боевых действиях как меткие снайперы, артиллеристы  и войсковые разведчики. Если русский солдат или офицер носил православный крестик как оберег в годы битвы с фашистами, то бурят-буддист, казак  всегда имел при себе ладанку с буддийскими благовониями,  читал наизусть перед  атакой мантры буддийской победы.
       
В годы войны в 109 стрелковой дивизии на Ленинградском фронте служил буддийский врач, йогин и астролог геше Нимбу-лама Сосоров простым рядовым солдатом. Он пришел в райвоенкомат в Бурятии 22 июня 1941 года, хотя в 1937 году был арестован как лама, и бежал от расстрела при помощи чекиста, бывшего ламы-земляка…  17 сентября 1941 года командующий Ленинградским фронтом генерал Г.К.Жуков издал приказ: защищать город, ни шагу назад. Отступающим – командирам, политработникам или рядовым полагался расстрел на месте. Но лама, геше не отступил, и всю войну служил честно в первых окопах. Только в 50-х годах в село Цагатуй Джидинского района  бригадиру процветающего колхозного огорода пришли сразу две награды герою-ламе – ордена Красной Звезды и Солдатской Славы 3 степени за подвиги при защите Ленинграда…
        
Сегодня мы знаем, что и русская православная церковь в годы второй мировой войны сыграла большую роль в борьбе против фашизма, несмотря на жестокие политические репрессии и гонения РПЦ в тридцатых годах. Буддийские знания, православная вера в России – духовный стержень современного государства сегодня, как показывает эта книга.
        
В приложениях к книге А.И.Андреева помещены штатный список бурятско-калмыцкого духовенства храма 1914-1917 г.г., акт обследования храма в 1920 году, письма Агвана Доржиева и профессора С.Д.Дылыкова о храме, список репрессированных лам и востоковедов, проживавших в доме при буддийском храме в тридцатых годах прошлого века, воспоминания В.А.Иванова о Старой Деревне - близком пригороде Ленинграда.
       
Среди множества ценных исторических фотографий в книге находится и моя семейная реликвия – коллективная фотография с первой российской службы – молебна  в буддийском храме, посвященной празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 году. За правым плечом видного русского офицера и ученого П.К.Козлова (он в военной форме), за спиной его супруги Е.В.Козловой-Пушкаревой стоит мой прадед, геше (гэбши) Пэрэнлэ Жигмытов, настоятель Сартул-Гэгэтуйского дацана (Джидинский район, Бурятия), друг Агвана Доржиева.
       
Книга А.И.Андреева вносит  ценный вклад в развитие исторической науки России, открывает новую страницу в правдивом, беспристрастном и точном освещении прошлого и настоящего буддизма в стране.   За будущее России с таким прошлым и настоящим, представленных в книге, можно особо не беспокоиться.
 
 
 
Баяр Тумурович Жигмытов (1953 г.р.) — поэт, заслуженный работник культуры Республики Бурятия. Лауреат российской литературной премии имени Н. С. Лескова. Вице-Президент Лиги писателей Евразии, член Правления и Президиума Московской городской организации Союза писателей России. Публикует переводы с бурятского, английского, китайского и тибетского языков.

Баяр Жигмытов — автор книг «Лунная роса» (1984 г.), «Пламя Плеяд» (1988 г.), «Стрела судьбы» (М., 1989 г.), «Медленный разговор» (М., 1990 г.), «Солнечный ангел» (1994 г.), «Байкальское время» (2003 г.).




вернуться к списку новостей