Буда Бальжиевич (6 мая 2006)
Ну, сегодня, не знаю, наверное, продолжать будем? Продолжать,.. достаточно много новых людей, поэтому мы, если кто в первый раз, наверное, извините за то, что вам будет непонятно. Ну, я думаю, что в процессе медитации они достаточно просты, достаточно внешне очень быстро можно понять и попытаться реализовать. Но реализация, конечно, гораздо сложнее, поэтому, когда мы говорим о медитации, в первую очередь, мы должны начать с вопроса: «Зачем это нам надо?». Поэтому во многом каждый раз, когда у меня, ну здесь люди, которые давно уже знают, ходят, и почему и зачем им надо это делать. Просто я хочу для тех, кто в первый раз может быть впервые вы задумаетесь об этом. Речь идет о том, что медитация – это сознательное действие, духовное действие, связанное с тем, что бы улучшить состояние собственного сознания. Улучшить состояние собственного сознания в зависимости, конечно, от собственных внутренних своих качеств, которые мы на сегодняшний момент имеем. И кратко я просто введу всех вас в курс все-таки и одним… не одним людям было бы интересно, а другим – просто. Поэтому когда мы, значит, занимаемся медитацией, мы пытаемся из своего сознания искоренить отрицательные или аффективные качества. Каждый из нас понимает, что мы страдаем. Страдания наши различны и имеют разные причины. В первую очередь, конечно, мы свои страдания определяем как наше эмоциональное состояние. И когда мы говорим об эмоциональном состоянии, то в первую очередь мы…
– Кто не испытывает чувства горя?
– Все испытывают.
- Кто не испытывал чувства обиды?
- Все испытывают.
- Кто не испытывал чувства угрызения каких-то… тоски, печали, раздражения и так далее…
Мы начинаем понимать, что наше сознание полно этими различными чувствами. И порой мы, когда наступают тяжелые времена, мы не можем справиться с этими чувствами или состояниями, которые нас обуревают. По этому в первую очередь, медитация – это умение контролировать собственный ум, умение сделать его счастливым, а если у нас есть какое-то действительно трудное положение, как мы /знаем/ в жизни это часто бывает, то благодаря медитации мы можем облегчить собственную живучесть. Почему? Потому что очень часто бывает так, что мы подверглись какой-то эмоции, не в силах справиться с ней, мы допускаем в жизни очень много роковых ошибок. Поэтому задача медитации есть умение справляться с этими отрицательными аффективными состояниями. Мало того дать возможность собственному уму стать счастливым, испытывать счастье не только, как говориться, когда оно приходит, а испытывать состояние счастья в ежедневной повседневной жизни. И когда мы умеем и научились этому, то буддизм предлагает более глубокое, более сильное, как мы говорим, ощущение, в этом случае, испытывать счастье всегда и везде. И, в принципе, когда мы говорим о просветлении, то оно и говорит, что мы должны быть счастливыми в любой момент времени. Мы должны быть счастливыми вчера, в прошлом, мы должны быть счастливыми в настоящем, и мы должны быть счастливыми в будущем. И, исходя, из теории кармы мы определяем, что да мы должны в этой жизни, сейчас определить ошибки прошлого, сейчас делать такие поступки которые делают нас в будущем счастливыми и уверенными в себе. Поэтому сам настрой, умение справляться со своим сознанием, умение убрать из своего сознания отрицательные эмоции и есть задача медитации. Но это не просто. Почему? Потому что каждый из вас прекрасно знает, когда мы испытываем отрицательные чувству, то не всегда мысленно можем справиться с этим состоянием. Когда мы испытываем огромное беспокойство, волнение, когда мы испытываем чувство горя, то, сколько бы мы себе ни говорили, мысленно себя не успокаивали, то все равно это не получается. Поэтому этому мы специально и обучаемся. Мы определяем, каким образом и где находится наш ум, какие его уровни существуют у него, и каким образом мы можем дойти до того уровня, что бы взять и убрать из собственного сознания как занозу, как мы говорим, /в этом случае/ в нашем сознании убрать те страдания, которые у нас в совокупности существуют. Поэтому фактически мы предлагаем полностью изменить собственный характер, сделав из себя спокойного радостного и счастливого человека в действующей жизни. Это реальная помощь от медитации. И второе, почему я говорю, что задача буддизма – это сострадание ко всем живым существам, то желание достичь состояния помощи всем живым, всем окружающим без исключения начиная от комара и таракана. Ставя такую задачу, мы даем возможность избавить от страданий всех живых существ. И когда мы ставим такую большую задачу, то тогда мы и определяем, что да существует внешние тяжелые условия, и в этих внешних тяжелых условиях мы должны создавать и давать собственному сознанию основание для того, чтобы оно было счастливым, то есть тренировать собственный ум. Поэтому если взять различные школы буддизма, то они имеют различные системы. Одни направлены на физическое укрепление организма, на физическое укрепление в том плане, что человек не боится холода, не боится боли, физической боли и так далее. И в этом отношении существует в мире очень много школ, очень этим славится китайская школа буддизма, когда вы видите, монахи шаолиня разбивают головой кирпичи и все остальное и так далее, в огне не горят, по гвоздям ходят и так далее. Это один из видов или умений избавиться и научить себя нестраданию, как мы говорим ощущать себя счастливым в этом смысле. И второе когда мы говорим о более глубинных вещах – это когда мы собственное сознание пытаемся укрепить за счет глубинных духовных практик, то существуют религиозные философские школы тибетского буддизма, которые направлены на большие и глубинные реализации в собственном нашем сознании, к которой мы и относимся. Поэтому когда мифы медитируем, в первую очередь моя задача, как человека, который пытается обучить этому вас счастливыми, и что бы вы могли себе помочь даже когда вам очень трудно, именно духовно очень трудно. Поэтому существуют различные виды медитации, мы уже за этот год, уже почти год занимаемся медитативными различными практиками, различными приемами. И в этом случае как раз и занимаемся этим… Ну сегодня как раз моя лекция /…/ у нас получается, я объясняю теоретический материал, связанный с тем, что мы понимаем, что такое наше сознание, и поэтому мы, таким образом, определяем, что это такое, потом мы заходим или изучаем это, и после этого начинаем развивать самих себя. Школ много в самом тибетском буддизме, начиная от практики Чод и кончая тантрическими различными школами, есть дзог-ченовцы ну и так далее. Такие различия не определяют, не имеют определяющего значения. Вы должны понять, что они дают возможность каждому из вас в зависимости от интересов, в зависимости от, как мы говорим, желаний, и выбрать для себя определенную практику, которая вам наилучшим образом будет помогать и давать возможность развиваться в этой жизни.
Ну, на прошлом занятии мы как раз остановились, как мы избавляемся от переживаний, духовных переживаний. И поэтому мы давали в первую очередь возможность в медитации, определи, как доходим до состояния немышления, и в этой мысли мы входим в то чувство, которое, в общем-то, содержит наше сознание. И она существует послойно соответственно, как мы говорим, нашим трем большим аффектам, групп аффектам, в этом случае аффекты связанные и происходящие из несогласия с внешним миром, в этом смысле мы говорим, что это гнев, поэтому из несогласия с окружающим миром выделяется аффект гнева. Поэтому здесь очень много различных раздражителей и так далее, то же можно это понять, то есть много психических таких состояний начиная от досады, тоски и так далее… Когда мы говорим как аффекты страсти, то есть желания в этот случае наоборот мы как раз связанны с таким понятием как согласие, хочу, не надо. То эта группа аффектов как раз связана со страстью, то есть я хочу, я хочу очень много, хочу быть богатым, хочу много вкусно покушать и так далее… Все вот эти страсти, наши желания они связаны как раз с аффектами страсти. Третья группа аффектов внутри, как мы говорим в этом случае, это аффекты, связанные с неведением, с незнанием. На самом деле, когда мы все начинаем испытывать различные аффекты вплоть до незнания, то глубочайшими или самыми, как мы говорим, ощутимыми аффектами являются страхи. Страхи происходят от неведения. Поэтому различные виды страхов, различные виды наших /…/ переживаний страхов связаны как раз с аффектом неведения. Поэтому как мы поняли из прошлых лекций, то мышление наше оно находится выше этого, то находится в верхней ступени нашего, как мы говорим, сознания. И когда мы глубже заходим, то мы понимаем, что да все наши переживания, духовные переживания они не являются нашим таким мышлением точно, но они, как мы говорим в этом случае, находятся на поверхности, то есть мы не управляем нашим состоянием сознания ума и не искореняем просто так, сразу одновременно как мы думаем. То есть вот я подумал, и страхи мои ушли – такого не получается. Поэтому когда мы наблюдаем, то мы действительно понимаем, что для того чтобы искоренить какое-то глубокой переживание, то тогда мы можем только ее убрать через отвлечение, то есть мы должны от этого объекта как-то уйти, не концентрируясь на этом переживании. И второе в этом случае мы должны заменить другим составляющим. На самом деле наше сознание обладает огромным комплексом чувств как таковых, поэтому умение перейти, умение отойти от этого и есть наша задача. Но в первую очередь мы должны понять, что те чувства, которые мы испытываем, у них нет мышления. Поэтому мыслительная часть, она, конечно, является опорой для какого-то чувства. Допустим, кто-то вспоминает своих давно умершую бабушку или дедушку, или близких, родных, то тогда возникает чувство тоски. То есть все равно в начале возникает мыслительная часть, то есть всегда мы опорой берем… но эта мыслительная опора тянет за собой огромное количество чувств, которые мы в это время испытываем. Поэтому задача в этот момент действительно, как я тогда и говорил, что когда мы занимаемся мыслительной деятельностью, то мы должны определить себе: наше сознание состоит из мыслей, когда мы остановим мысль и войдем в состояние, в это состояние, то тогда мы и ощутим их (?). На самом деле в этот момент мы можем одновременно с этим состоянием испытывать состояние различных видений. Мало того мы можем определенно перейти на различные цвета. Но эти детальные вещи другой тематики. А когда мы говорим, а как мы будем доходить до состояния нашего чувственного осознания, то мы должны действительно в медитации остановить ум и войти в это состояние. Вторым, в этом случае, опорой, для того чтобы мы могли убирать это состояние, является наша кармическая наработка. И на самом деле, если взять нас, то мы состоим из двух качеств: мы состоим из отрицательных эмоций и положительных эмоций. Если у нас есть положительные эмоции и их больше, то мы являемся жизнерадостными людьми. Если мы как чуть что начинаем вдаваться в аффективное состояние, то очень часто такого человека называют меланхолик, вялый ну и т.д., человек который быстро предается аффективному состоянию, горестному состоянию. Поэтому когда мы искоренить из нашего сознания, то есть, останавливаем наши мысли, входя в состояние, мы возвращаемся обратно, мы должны, как человек, который плавает под водой, сначала набрать воздуха, а потом глубже нырнуть. Вот этот глоток воздуха, который есть, это и есть умение набрать такое состояние счастья и нырнуть в то состояние, которое есть глубокое состояние печали. Поэтому сострадание ко всем живым существам, которое мы вырабатываем - любовь, эта мысль она и дает нам такое понятие как отсутствие врагов, отсутствие отрицательных эмоций. И когда мы эту мысль взращиваем, то мы в себе и развиваем как можно больше положительных качеств. Для нас нет людей, которые нанесут на вред, если мы говорим о сострадании ко всем живым существам. Когда мы говорим и думаем о сострадании ко всем живым существам, то для нас нет врагов, мы ни на кого не злимся, мы, видя окружающий мир, радуемся и доставляем (?) себе быть счастливыми. И второе, конечно, те эмоциональные состояние, которые у нас есть, мы вот этим взращиванием силы в медитации искореняем или меняем на абсолютное глубокое уверенное состояние и счастливое состояние ума. Поэтому сейчас такая медитация. В первую очередь мы должны в самом себе развить очень большое и глубокое чувство счастья, и мы должны действительно сейчас, вы сядете, закроете глаза и должны представить, что у нас сейчас в жизни совершенно нет врагов. Совершенно нет врагов, совершенно нет существ, которые могли бы действительно принести нам несчастье. И на самом деле, этим состоянием, которое в первую очередь для того, что бы вам, конечно, будет трудно вспомнить, когда вы были счастливы, но надо это вспомнить, надо вспомнить, когда вы в молодости были счастливы, когда кто-то, может быть, испытывал счастье, когда находился в лифте с любимым человеком, это счастье может вспомнить, когда кто-то добился желаемого, какие-то мечты его осуществились, тоже должен это вспомнить и так далее. И второе состояние, которое мы должны в себе удерживать, когда мы ощущаем, что вокруг нас нет врагов, у нас появляется абсолютная уверенность. Вот эта уверенность и спокойствие, вот это внутри мы его взращиваем. И второй момент медитации, который нам нужен будет, это опять мы определяем внутренний взор на себя, на внутреннее наше состояние, потому что сегодня мы взрастили сознанием своим, взрастили такое состояние, и мы его удерживаем. Но мы глубинно, в нас все равно остаются все эти страхи, все эти беспокойства, которые у нас есть, то мы глубинно их еще не искоренили, не очистили. Поэтому действительно вот эта вот практика однонаправленной медитации в этот момент после этого и практика (…) состояния даст нам возможность в этом состоянии испытывать огромное ощущение счастья. Вот такой практикой мы сейчас займемся. Поэтому для начала мы должны взрастить в себе первое состояние, которое нужно, поэтому сядьте поудобнее, ваша поза должна быть удобной, вам ничего не должно мешать. Почему? Потому что состояние счастья оно есть состояние без боли, поэтому задача очень хорошая, нужная, что бы нам ничего не мешало. Закроем глаза и будем вспоминать, то есть первое я говорил о том, что мы должны взрастить в себе уверенность, уверенное состояние, поэтому мы должны понять, что нигде ни в каком мире нет для нас врагов. Это первое. И тогда вы почувствуете это состояние уверенности. После этого вспоминаем собственное счастливое состояние, тогда вот второе. И вот оно значит, если мы устойчиво сможем в себе взрастить, то оно даст нам большую помощь в будущем, в будущих медитациях. Начали.
![]() |
вернуться назад |