Библиотека (сутры)

Маджджхима Никайя, XX с комментарием Папанчасудани, XX (в сокращении)

Версия для печатиВерсия для печати

О медитации


Если при сосредоточении на какой-либо дхарме у ученика возникают плохие, или неблагие, мысли, связанные с желанием, ненавистью или невежеством, ученик должен:

I. От этой дхармы перейти к другой, более благой

Неблагие мысли могут возникать по отношению к существам, будь они желанны, нежеланны или безразличны, или к вещам. Благие, противоположные, мысли, их изгоняющие, возникают благодаря следующим упражнениям:
Желание по отношению к существам:
[противоядие] – медитация об отвратительности тела.
Желание по отношению к вещам:
[противоядие] – внимание к их невечности.
Ненависть к существам:
[противоядие] – развитие дружелюбия.
Ненависть к вещам:
[противоядие] – внимание к элементам – "какие физические элементы составляют вещь, на которую я зол?"
Невежество по отношению к существам и вещам:
1) если... он пренебрег своими обязанностями перед гуру, он пробуждает себя деланием какой-либо утомительной работы, например носит воду;
2) если он был невнимателен, слушая объяснение учителем Дхармы, он пробуждает себя деланием какой-либо утомительной работы;
3) он устраняет сомнения, обращаясь к авторитетам;
4) в соответствующее время он с благоговением слушает Дхарму;
5) он приобретает умение распознавать правильные и ошибочные выводы и понимает, что "это причина того-то, это не причина того-то."

II. Или он должен исследовать опасность этих мыслей: "Поистине эти мысли неблагие! Постыдны эти мысли! Тяжкие плоды принесут эти мысли!"
Он исследует их силой праджни и отбрасывает, как змея – кожу.

III. Или ему не следует обращать внимание на эти мысли
Ему не следует ни помнить эти мысли, ни обращать на них внимание, но стать человеком, занятым другим. Ему следует уподобиться тому, кто, не желая видеть какой-либо объект зрения, просто закрывает глаза. Когда эти мысли возникают в его уме, он должен держаться за основной объект медитации и заниматься им. Возможно, он сможет избавиться от очарования мешающих мыслей и занять иначе свой ум, если с глубокой верой продекламирует отрывок Писаний, или зачтет отрывок с хвалой Будде или Дхарме; или он может перебрать по одной свои вещи: "это ножницы", "это игла"и т.д. Или ему следует пошить или поделать какое-нибудь доброе дело некоторое время. И после этого он должен вернуться к своему основному предмету медитации.

IV. Или ему следует распознать состав факторов, обусловивших эти мысли
Он должен проанализировать условия (возникновения) этих мыслей и спросить себя: "Каковы их причины? Каковы их условия? Почему они возникли?"

V. Или, сжав губы и прижав язык к деснам, он должен посредством простого умственного напряжения задержаться, испепелить (мешающую) мысль
Он должен собрать большую энергию и посредством благой мысли удержать неблагую.