Буддизм :: Школы буддизма

Истоки школы Гелуг

Версия для печатиВерсия для печати
Истоки Гелуг

Традиция Кадампа тибетского буддизма, родоначальником которой является индийский учитель Атиша, стала непосредственным источником вдохновения для традиции Гелуг, основанной в Тибете Чже Цонкапой (1357–1419).

История буддизма изобилует выдающимися наставниками, одним из величайших из которых по праву считается Цонкапа. Сочетая в себе совершенство йогической реализации с несравненной ученостью, он решительным образом реформировал буддизм у себя на родине, чем не только спас его от деградации, но и сохранил для будущих поколений последователей Будды во всем мире. Он вошел в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря необычайной доброте к тибетскому народу.

Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Чже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднес Будде Шакьямуни хрустальные четки и взамен получил от него раковину. Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрек, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения — Дхармы. Будда добавил, что при посвящении мальчик получит имя Сумати Кирти, то есть, по-тибетски, Лобсанг Драгпа.

Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чже Ринпоче ("Досточтимый и Драгоценный"), никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчетливо, как и любого обычного человека. Кьябже Пабонгка Ринпоче, выдающийся учитель нашего времени, называл ламу Цонкапу "Царем Дхармы трех миров"; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелугпа имя Цонкапы обычно предваряется титулом "Всеведущий Наставник".

Жизнь Цонкапы

Чже Цонкапа родился в 1357 году, в десятый день десятого месяца, в долине Цонка провинции Амдо восточного Тибета. В переводе с тибетского "цонг" означает "лук", а "кха" — "место". Так в народе самым популярным его именем стало Цонкапа — "Тот, кто родом из Луковой долины".

В трехлетнем возрасте Цонкапа получил полные обеты буддиста-мирянина от четвертого Кармапы Ролпе Дордже, который также даровал ему имя Кунга Ньингпо. В семь лет он принял обеты монаха-послушника от своего наставника Чодже Дондупа Ринчена и был назван Лобсангом Драгпа. Уже в столь юном возрасте Цонкапа получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Ямантаки и Хаягривы и знал наизусть такие тексты, как "Произнесение имен Манджушри".
Движимый страстью к обретению духовных знаний, Цонкапа много путешествовал и обучался у наставников всех традиций тибетского буддизма. В шестнадцатилетнем возрасте он отправился в монастырь Дрикунг Кагью в центральном Тибете, где приступил к обучению под руководством настоятеля Ченга Чокьи Гьялпо, от которого получил наставления по бодхичитте и Махамудре. Кончог Кьяб из того же монастыря передал ему свои знания о медицине, и всего через год Цонкапа достиг мастерства в этой области. Одаренный необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Так, он выучил наизусть весь комментарий к обширному коренному тексту по своду правил монашеской дисциплины (Винайя), запоминая по 17 фолиантов в день. Слава об этом духовном гении скоро разнеслась по всей стране и в итоге дошла даже до китайского императора, который послал ему приглашение посетить Китай.
Из Дрикунга Цонкапа направился в монастырь Чодра Ченпо Дэвачен, где продолжил свое образование. За два года он освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высокого мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эрудицией.
Во время посещения Ньяпон Кунга Пел в Цечене Чже Ринпоче встретил сакьясского учителя Рендаву, которого позже стал считать своим основным духовным наставником. Знаменитая молитва Мигцэма изначально была написана Цонкапой в честь Рендавы, но великий учитель переписал ее и "вернул" своему ученику, сказав, что тот достоин ее больше:

Авалокитешвара, Великое сокровище безобъектного сострадания,
Манджушри, Владыка совершенной мудрости,
Ваджрапани, Победитель злых демонов,
Цонкапа, Украшение в короне всех мудрецов Страны Снегов,
О Лобсанг Драгпа, Тебе поклоняюсь.

У Рендавы и другого своего наставника школы Сакья Кажипа Лосела Цонкапа получил наставления по монашеской дисциплине, феноменологии, теории достоверного познания, Мадхьямике и Гухьясамаджа-тантре. Он также получил передачи Шести Йог Наропы, Калачакры, Махамудры, Ламдрэ (Пути и Плода), Чакрасамвары и многие другие, а впоследствии передал их своим ученикам.

В возрасте двадцати пяти лет Чже Цонкапа принял полное монашеское посвящение и затем, в Наньинге, начал преподавать Абхидхарму. В это время у него начались сильные боли в спине, но он самостоятельно вылечился от этого недуга, применив метод, полученный в монастыре Сакья от Дордже Ринчена, который также дал ему комментарий на Хеваджра-тантру.

Усердие Цонкапы в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что Цонкапа совершил 3,5 миллиона простираний, 1,8 миллионов подношений мандалы и прочел бессчетное количество мантр Ваджрасаттвы. Ему постоянно являлись йидамы (божества медитации), особенно Манджушри, которому он мог задавать вопросы и получать разъяснения глубинных аспектов учения. Кроме того, он множество раз уходил в затворничество. Самое длительное затворничество, в Волкха Чолунге, продолжалось четыре года. В это время рядом с Цонкапой находились только восемь его ближайших учеников.

В целом, Цонкапа обучался под руководством более ста учителей, настойчиво выполнял духовную практику и, в свою очередь, обучил тысячи учеников, по большей части в центральных и восточных районах Тибета. Он также много писал. Собрание его сочинений в восемнадцати томах включает в себя сотни трудов по всем аспектам буддийского учения, разъясняющие наиболее трудные для понимания положения Сутраяны и Мантраяны.

Главные его работы: "Большое руководство по этапам пути к просветлению" (Лам-рим Чен-мо), "Большое руководство по этапам пути тантры" (Наг-рим Чен-мо), "Сущность искусства изложения иносказательных и буквальных учений" (Drng-nges legs-bshad snying-po), "Хвала взаимозависимости" (rTen-'brel bstodpa), "Ясное описание пяти стадий Гухьясамаджи" (gSang-'dus rim-lnga gsal-sgron) и "Золотые четки" (gSer-phreng). Первую из упомянутых работ, Ламрим Ченмо, Цонкапа завершил в 1402 году. Этот изумительный труд, основанный на тексте Атиши "Светильник на пути к просветлению", подробно и поэтапно излагает весь путь к состоянию будды и является базовым учебным пособием в школе Гелуг.

Цонкапа учил тысячи монахов, и среди множества его ближайших учеников наиболее выдающимися стали: Гьелцаб Дхарма Ринчен (1364–1432); Кхедруб Гелег Пелзанг (1385–1438); Гьялва Гендун Друп (Первый Далай-лама), основатель монастыря Таши Лхунпо в Шигацзе (1391–1474); Джамьянг Чодже Таши Пелден, основатель монастыря Дрепунг (1379–1449); Джамчен Чодже Шакья Еше, основавший монастырь Сера; Дже Шераб Сенге, основатель Гьюме — Нижнего тантрического колледжа — и монастыря Сегью; Кунга Дондуп, основатель Гьюте — Верхнего Тантрического колледжа.

Реформы

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.

Частично реформы, задуманные Цонкапой, были направлены на создание новой традиции, которая, подобно ее основателю, уделяла бы большое внимание строгому следованию правил Винайи, всестороннему изучению буддийской философии и тантрической практике, соответствующей монашеским обетам. Название основанной им школы — Гелуг — в переводе означает "Добродетель" и в полной мере отражает намерения родоначальника этой системы.

Два ближайших ученика Цонкапы

Когда Цонкапе было около сорока лет, ему в видении явился Манджушри, который подтвердил, что Цонкапа достиг прямого познания пустоты и больше не нуждается в наставлениях на эту тему. Затем Манджушри посоветовал Цонкапе продолжать проповедовать Дхарму на основе учений Нагарджуны и Атиши. Вскоре после этого Цонкапа отправился к югу от Лхасы, где и встретил своего будущего ученика Гьелцаба Дхарма Ринчена (1364–1432), который в то время принадлежал к школе Сакья и уже прославился как великий ученый этой традиции, блестяще владеющий искусством философского диспута.

Первая встреча произошла, когда Цонкапа начинал одно из своих публичных учений. Гьелцаб открыто оспорил авторитет Цонкапы, усевшись на его трон, но, когда Цонкапа начал говорить, Гьелцаб понял, что знания Чже Ринпоче намного превосходят его собственные. В ходе комментариев Цонкапа отвечал на все те вопросы, которые ранее казались Гьелцабу неразрешимыми, и тот вскоре осознал, что ведет себя недопустимо. Соскочив с трона, он смиренно сделал три простирания перед наставником и занял место среди слушателей. Позже он стал одним из двух "сердечных" учеников Цонкапы. Другим был Кхедруб Гелег Пелзангпо (1385–1438), который стал последователем Цонкапы несколькими годами раньше.

Цонкапа ушел из жизни в возрасте шестидесяти лет, в 1419 году, в двадцать пятый день десятого тибетского месяца. По свидетельствам учеников, в момент смерти его тело преобразилось в прекрасное юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что было несомненным признаком его ухода в нирвану.
После ухода Цонкапы Кхедрубже и Гьелцабже сохранили и передали потомкам созданную им систему. По просьбе других учеников Гьелцаб взошел на трон Ганден, получив официальное признание в качестве основного преемника линии Цонкапы. Он сохранял за собой этот пост в течение двенадцати лет, вплоть до своей кончины. За свою жизнь Гьелцабже написал ряд значимых трудов, собрание его сочинений насчитывает восемь томов. Следующим за Гьелцабом держателем трона Ганден в течение семи лет был Кхедруб, который затем скончался в возрасти пятидесяти четырех лет. Эти два наставника считаются "духовными сыновьями" Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими по обе стороны от Чже Ринпоче.

Сегодня девяносто девятым держателем трона Ганден, и, следовательно, формальным главой традиции Гелуг, является досточтимый Еши Дондуп.

Монастыри Гелуг

Цонкапа учредил ежегодный религиозный фестиваль, который с тех пор проводится в начале Тибетского Нового Года (Лосар). Большой молитвенный фестиваль, или Монлам Ченмо, и по сей день отмечается в Тибете и тибетских общинах в других странах и является одним из основных религиозных праздников года.
После празднования первого Монлама несколько учеников Цонкапы, заботясь о здоровье своего наставника, попросили его сократить количество путешествий. В то время ему было пятьдесят два года. Они предложили построить для него монастырь, и он согласился. Цонкапа обратился с молитвами к образу Будды Шакьямуни относительно места для строительства монастыря и получил указание построить его возле Лхасы, в местечке Дрокри. Монастырь получил название Ганден (Тибетский перевод санскритского "Тушита") — легендарная обитель Будды Майтрейи. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников — Гендун Друбом (1391–1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Официально монастырь открылся в 1409 году.

Позже Ганден, который был поделен на два колледжа — Шарце и Жангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырех тысяч монахов.
 
Затем в 1416 году Джамьян Чодже Таши Пелден основал монастырь Дрепунг. Было время, когда в нем имелось семь отделений, но позже они слились и образовали четыре: Лоселинг, Гоманг, Деянг и Нгагпа. В наши дни существуют лишь два: Дрепунг Лоселинг и Дрепунг Гоманг. Другой духовный последователь Цонкапы Джамчен Чодже Шакья Йеши основал монастырь Сера в 1419 году. Сера первоначально состоял из пяти колледжей, которые впоследствии объединились в два — Сера-Дже и Сера-Ме.

Гьялва Гендун Друп, Первый Далай-лама, в свою очередь, стал основателем монастыря Таши Лхунпо в Шигацзе в 1447 году. Позже этот монастырь стал резиденцией Панчен-лам, которые являются вторыми по значимости духовными иерархами Гелуг.
Нижний тантрический колледж Гьюме был учрежден Чже Шерабом Сенгье в 1440 году, а Верхний тантрический колледж Гьюте основал Гьючен Кунга Дондуп в 1474 году.

В расположенных в окрестностях Лхасы монастырях Ганден, Дрепунг и Сера в период их расцвета обучалось более пяти тысяч монахов в каждом. При этом, по меньшей мере, по пятьсот человек получали духовное образование в тантрических колледжах. В эти учебные заведения стекались юноши из всех трех провинций Тибета, чтобы получить в них монашеское образование и заняться духовной практикой.

Ганден, Дрепунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг и на протяжении столетий служили оплотом всей линии преемственности традиции Цонкапы. В 1959 году в монастыри вторглись китайские войска, а Ганден был практически полностью разбомблен. Однако традиция Гелуг продолжает динамично развиваться даже после изгнания тибетцев из родной страны. Основные монастыри — Сера, Дрепунг Лоселинг, Дрепунг Гоманг, Ганден и Таши Лхунпо, а также тантрический колледж Гьюме, были восстановлены в Индии, в различных тибетских поселениях в Карнатаке. Тантрический колледж Гьюте вновь открылся в Бомдиле, штат Аруначал Прадеш., , , и , а также тантрический колледж , были восстановлены в Индии, в различных тибетских поселениях в Карнатаке. Тантрический колледж вновь открылся в Бомдиле, штат Аруначал Прадеш.

Династия Далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее могущественных монгольских правителей. Так между монгольскими ханами и школой Гелуг возникло тесное родство, положившее начало прочным и длительным связям. Одержав победу над последним правителем провинции Цанг в 1642 году, Гушри-хан назначил Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617–1682), Пятого Далай-ламу, светским и духовным главой Тибета. Пятый Далай-лама, который стал известен как "Великий Пятый", оказался талантливым государственным деятелем, а также выдающимся религиозным лидером. Он консолидировал правление Далай-лам, которые правили Тибетом вплоть до 1959 года, когда Тибет был аннексирован Китаем.

Ученые Гелуг

Школа Гелуг породила целую плеяду выдающихся религиозных лидеров, людей, воплотивших в себе провозглашенные Чже Цонкапой идеалы учености и медитативной практики. Среди них был великий ученый Джамьян Шепа (1648–1721), автор наиболее влиятельных в Гелугпе философских комментариев, и его реинкарнация Гончок Джигме Вангпо (1728–1791), известный такими трудами, как "Драгоценная гирлянда учений" и работа об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях под названием "Изложение Уровней и Путей, Прекрасное украшение Трех Колесниц".

Среди других значимых для традиции фигур — Джангья Ролпе Дордже (1717–1786), написавший фундаментальный труд "Изложение философских учений"; Нгаванг
Пелден (родился в 1797 году), перу которого принадлежит авторитетный комментарий на "Обширное изложение учений" Джамьяна Шепы; а также известный ученый Пабонгка Ринпчоче (1878–1941).

Особенности традиции Гелуг

В традиции Гелуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики.

Вследствие этого подавляющее большинство гелугпинских лам — монахи, а наставник-мирянин в этой традиции большая редкость.
Кроме того, в традиции считается, что серьезная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как тантра, так и сутра подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов.

Как правило, учебный план в программе монастырского образования охватывает пять главных дисциплин: свод сутр о совершенстве мудрости (Праджняпарамита), философию Срединного Пути (Мадхьямика), теорию познания, феноменологию и монашескую дисциплину (Винайя). Эти предметы подлежат тщательному изучению с помощью диалектического метода, с использованием индийских текстов, а также индийских и тибетских комментариев к ним. При этом в каждом монастыре чаще всего используются свои учебные пособия. Обучение занимает от 15 до 20 лет. По завершении этого курса монаху присваивается ученая степень геше (доктора буддийской философии), одного из трех уровней: Дорампа, Цогрампа или Лхарампа, из которых наивысшей считается последняя.

Впоследствии по своему желанию геше может поступить в один из тантрических колледжей и таким образом завершить свое формальное обучение, или вернуться в свой монастырь в качестве преподавателя, либо поселиться в уединении для интенсивных занятий медитацией.

Монах, завершивший обучение и удостоенный степени геше, считается полностью квалифицированным и авторитетным духовным мастером, достойным преданности и уважения последователей.

Традиция сегодня

Традиция философского и медитативного образования, основанная Цонкапой, продолжает свое развитие и в наши дни — в гелугпинских монастырях, вновь открытых тибетскими беженцами в Индии, а также в центрах тибетского буддизма по всему миру. В России буддизм школы Гелуг получил распространение еще несколько столетий назад в Бурятии, Калмыкии и Туве, и сегодня возрождается — во многом благодаря неустанным трудам тибетских учителей, одним из которых является Геше Джампа Тинлей, посланный в Россию в 1993 году Его Святейшеством Далай-ламой XIV.

Его Святейшество Далай-лама, Тензин Гьяцо, является величайшим живым носителем традиции тибетского буддизма, воплощая в себе в равной степени совершенство философских познаний и тантрических свершений. Подавляющее большинство тибетцев считает Его Святейшество драгоценнейшим символом всего богатства своей религии и культуры. Всех, кто встречает Его Святейшество Далай-ламу, поражают его высочайшая духовность и скромность, глубинное и безупречное понимание буддийской философии и медитативная реализация.