Буддизм :: Божества

Чакрасамвара (Круг Высшего Блаженства)

Версия для печатиВерсия для печати
Чакрасамвара (Круг Высшего Блаженства) Чакрасамвара (санскр. Cakrasamvara, тиб. Корло Домпа / Khorlo Dompa / 'Khor-lo sDom-pa или Корло Демчог / Khorlo Demchog / 'Khor-lo bDe-mchog, букв. "Круг Высшего Блаженства") – божество медитации, главный идам в Чакрасамвара-тантре.
 
Тантра Чакрасамвары была проповедана Буддой Шакьямуни в стране Дакинь. В Индии это учение возродилось благодаря йогину Луйипе, который в состоянии самадхи получил наставления по Чакрасамваре от дакини Ваджраварахи. На основании этой полученной и записанной им коренной тантры, Луйипа также написал первую садхану, метод созерцания Чакрасамвары. Махасиддха Луйипа жил в VI-VII веках сначала в Бенгалии, затем в Бодхгайе и Салипутре. Он был современником двух других знаменитых сиддхов -Дарики (в прошлом царь Салипутры Индрапала) и его министра Тенгипы. Обоим он дал посвящение в тантру Чакрасамвары. От Тенгипы линия продолжилась через Тилопу к Наропе, а от Наропы пришла к его тибетским ученикам, включая Марпу-Лоцзава (1012-1097г). Так Чакрасамвара-тантра попала в Тибет, и её стали относить к высшим тантрам новых переводов.
 
Традиция Чакрасамвары сохранилась до наших дней.   Главное внимание в Чакрасамвара-тантре уделяется порождению четырёх типов блаженства (связаны с главными чакрами в тонком теле человека). Это характерно для материнских тантр, к которым относят Чакрасамвара-тантру. Она легко практикуется людьми с художественными наклонностями. Например, хорошо известно, что в 1936 году посвящение в Чакрасамвару получил русский художник Н.К.Рерих. Эта Тантра особенно распространена в традиции Гелугпа и в традиции Кармапа. Созерцают ее и в других школах.
 
Чакрасамвара, имеет две основных формы: с двумя или с двенадцатью руками. В обоих случаях его изображают в соединении с духовной супругой Ваджраварахи (тиб. Дордже Пагмо). Их союз – символ единства пустоты и блаженства. Практика является методом, который позволяет открыть истинный смысл символа, – она ведёт к высшему внутреннему блаженству. Открывая блаженство, приносящее сознанию и телу умиротворение, лёгкость, практик обнаруживает также состояние за пределами обусловленности – пустоту.
 
Тело Самвары – синего цвета. Он носит тигровую шкуру, обернутую вокруг талии, и шкуру слона. Его четыре лица (в двенадцатирукой форме) – жёлтого, синего, зелёного и красного цветов. На нём – костяные украшения, тигра с пятью черепами (символ пяти просветлённых семейств), гирлянда из 51 человеческой головы. На короне Чакрасамвары имеется изображение Будды Акшобхьи. В руках у йидама ваджра, колокольчик, капала (чаша из черепа), аркан, голова Брахмы, тантрический жезл, дегуг (кривой нож для сдирания кожи), кинжал, трезубец, дамару (двойной ритуальный барабан).
 
Ваджраварахи изображается красного цвета, у неё одно лицо и две руки. Обнимая супруга, в руках она держит капалу и дегуг.
 
Супруги находятся посреди бушующего пламени, под их ногами на солнечном диске на лотосовом троне лежат божества: Бхайрава (синего цвета) и его супруга Каларатри (красного цвета). В двурукой форме Чакрасамвара синего цвета, у него одно лицо. Он обнимает супругу, его руки перекрещены и держат ваджру и колокольчик – символы метода и мудрости.