Буддизм :: Астрология

Тибетская астрология

Версия для печатиВерсия для печати

автор статьи: Борис Бойко
источник: http://astrol.ru/index.php?page=33

У никальность и привлекательность системы тибетской астрологии состоит в том, что в ней параллельно существуют, и гармонично сочетаются две совершенно разные традиции - китайская и индийская. Конечно, сейчас уже нельзя их воспринимать в чистом виде - за прошедшие века тибетские астрологи кое-что творчески переработали, привнесли много своего (кроме того, считается, что заимствованное астрологическое знание Индии и Китая легло на уже имевшийся фундамент традиционной астрологии местной тибетской религии Бон-по). Тем не менее, такое уникальное сочетание двух главных, не прерывавшихся в течение тысячелетий, восточных астрологических традиций в одной стройной системе практического знания, не может не привлечь внимания глубоко интересующихся астрологией исследователей. Еще больший интерес, и даже некоторый драматизм ситуации придает то обстоятельство, что тибетская астрология сейчас находится на грани исчезновения. Это не преувеличение, - наша поездка в официальный центр традиционного тибетского астрологического образования и исследований, находящийся под личным патронажем Далай-ламы, подтвердила самые худшие опасения (в глубине души я надеялся на обратное). Сейчас в живых остались буквально единицы настоящих тибетских астрологов, прошедших полное традиционное обучение (по крайней мере, хочется верить, что действительно полное). И все они, к сожалению, уже немолодые люди, живут очень далеко друг от друга (в разных частях Индии, в Непале и Бутане) и может случиться, что они так и не передадут ключевые знания никому из молодежи.

 

Е ще в 1994 году наш учитель Чагдуд Тулку Ринпоче сказал нам в частной беседе, что тибетская астрология практически уже умерла. "Старики пересекретничали, - говорил он, - не хотели отдавать тайное знание в случайные руки, а теперь тибетцы спохватились, да уже поздно... Кто-то погиб во время оккупации в Тибете, кто-то уже умер от старости, а большинство уцелевших владеют лишь частью знания. Текстов, таблиц существует огромное количество, они пока еще доступны, однако никто не имеет к ним ключей. Традиционные тексты без устного наставления опытного мастера - мертвы. Это всего лишь зашифрованные конспекты, понятные лишь посвященному". Тогда же Ринпоче, впечатленный нашими астрологическими познаниями и искренним интересом к тибетской астрологии, благословил нас на работу по сбору материалов и восстановлению целостной системы тибетского астрологического знания, используя для этого те ,,ключи'', которые еще сохранились в традиционной западной астрологии. Задача не из легких, и неизвестно, хватит ли жизни для ее завершения, однако, игра стоит свеч. Знание западной системы, владение ее разнообразными техниками помогает обнаружить аналоги в тибетской астрологии. Что-то, что утрачено современными тибетскими астрологами, оказывается живо в западной системе, и - наоборот. Неоценимую помощь здесь, конечно же, дает и владение индийской астрологией. До настоящего высокого профессионализма в ней нам, разумеется, еще далеко, однако, даже овладение основами - уже открывает такие горизонты, о которых раньше и не помышляли.

И так, тибетская астрология состоит из двух главных частей - так называемой "черной астрологии" (астрология элементов, или собственно астрология, как ее называют тибетцы) и "белой астрологии" (астрология планет, или "астрономия", как переводят ее название тибетцы). В основе астрологии элементов лежат, как сейчас принято утверждать, древние астрологические знания до-буддийской религии Бон-по, на которые позже (начиная со II века до н.э.) оказала сильнейшее влияние китайская система астрологии элементов. Это система, о которой все теперь на Западе наслышаны, благодаря популяризируемым журналистами встречам Новых годов Желтого Кролика, Белого Дракона и т.д., и т.п.

В основе "белой" астрологии лежит система Шри Калачакра-Тантры - система космологии и астрологии, и одновременно - один из высших путей достижения Освобождения в тантрическом буддизме. Текст Калачакры впервые был переведен на тибетский язык в 1027 году н.э. С тех пор ежегодно по нему рассчитываются традиционные тибетские астрологические альманахи, которые служат основным инструментом в повседневной работе тибетского астролога. Калачакра-тантра делится на три части, три уровня - Калачакра Внешнего, Калачакра Внутреннего и Калачакра Иного (или, по-другому, - Внешняя, Внутренняя и Альтернативная, или Тайная Калачакра).

К алачакра Внешнего описывает устройство нашего физического мира, дает целый ряд рекомендаций, связанных с грядущей войной Светлых и Темных сил на Земле, расчеты календаря Калачакры, хронологию, космологию, астрологические правила и вычисления.

К алачакра Внутреннего имеет дело с ,,внутренним миром'' человека, описывает процессы внутриутробного развития и родов, строение и функционирование человеческого организма и психики, энергетические центры и каналы тела, различные праны и т.п., а также влияние внешних сил, таких как планеты и звезды, на человеческое тело и его функции.

К алачакра Иного - самая сокровенная и мало кем практически изученная, но самая важная, - описывает медитативную и йогическую практику, посвящение, визуализацию и т.д., здесь же описано и состояние Просветления - результат всего того, что надлежит проделать практикующему эту тантру. Собственно, это и есть инструкция к прохождению высшего тантрического пути Калачакры.

Уникальность тибетской астрологии в современном мире заключается, как мы увидели, еще и в том, что она является неотъемлемой частью живой религиозной практики, важнейшей составляющей одного из высших путей реализации конечной цели человеческого существования на Земле.

К роме того, для России учение Калачакры имеет особое значение. Издавна представления о Шамбале у народов Востока связаны с северным направлением. С Севера должен прийти грядущий будда Майтрейя, на Север лицом повернулся Шакьямуни, обретя просветление. Шри Калачакра-Тантра - учение, впервые преподанное Буддой царю Шамбалы, передавалось там из поколения в поколение, и поныне считается главной "религией" этой полулегендарной страны. Несомненно, Россия самым тесным образом связана с этим "надмировым" государством - на огромных ее просторах учение Калачакры издавна было укоренено среди народов, исповедовавших буддизм. Крупнейший во всем мире храм Калачакры построен в начале ХХ века не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге.

В ообще, глубинная связь России с эзотерическими учениями Востока, и ее активизация и обновление именно в наше время, требует отдельного серьезного разговора. Пока же можно кратко обозначить ее так : круг времени в очередной раз замыкается - народы, в незапамятные времена двинувшиеся с территории нашей страны в сторону Востока, принесли туда свой язык, свои священные знания, основали там великие государства, обогатили свою культуру откровениями и практиками местных древних культур, - создали в союзе с ними тот необыкновенный синтез, который теперь очень условно можно обозначить как индусско-буддийский культурный феномен (центром и осью которого является детально разработанная религиозно-философская практика, связанная с целым рядом священных тайных наук). Теперь начался обратный процесс - квинтэссенция сакрального знания Индии, запечатленная в учениях и практиках северного буддизма, постепенно возвращается назад - в ту страну и к тому народу, предки которого когда-то начали этот многотысячелетний виток Времени.

Н есомненно, что такое возвращение к самому себе через много тысяч лет, может оказаться чрезвычайно плодотворным - как для потерявшегося в попытках найти себя великого народа, так и для последних носителей великого учения Освобождения, которые уже начали опасаться, что оно вот-вот навсегда исчезнет с нашей планеты. Кажется весьма символичным, что происходит это как раз на рубеже двух тысячелетий.