Новости буддизма в Санкт-Петербурге

3–10 августа 2010, Четвертые Доржиевские чтения «БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР»

Версия для печатиВерсия для печати
3–10 августа 2010, Четвертые Доржиевские чтения «БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР»
ПРОГРАММА
Четвертых Доржиевских чтений
«Буддизм и современный мир»
 
Ольхон - Алханай, 3-10 августа 2010 года
 
Организаторы:
Буддийская традиционная Сангха России (Санкт-Петербургский дацан «Гунзэчойнэй», Иркутская община Буддийской традиционной Сангхи России, Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»); Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга»; Институт восточных рукописей РАН; Администрация Агинского Бурятского округа Забайкальского края.
 
При участии:
Государственного Эрмитажа; Санкт-Петербургского государственного университета; Музея-квартиры П. К. Козлова; Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Агинского национального музея им. Г. Ц. Цыбикова.
 
 
Расписание конференции
 
3 августа (вторник)
10:30-11:00, Иркутский дацан (г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 60/4): регистрация участников конференции.
Экскурсия по Иркутскому дацану.
Переезд на о. Ольхон.
 
4 августа (среда)
10:00-11:15: открытие конференции и пленарное заседание.
11:30-13:15, 14:15-15:30: заседания по секциям.
 
5 августа (четверг)
10:00-11:15, 11:30-13:15: заседания по секциям.
Экскурсия по о. Ольхон.
 
6 августа (пятница)
Переезд в Агинское.
 
7 августа (суббота)
Посещение Агинской Буддийской академии и экскурсия по Агинскому дацану.
Экскурсия по Агинскому национальному музею им. Г. Ц. Цыбикова.
Переезд в национальный парк «Алханай».
 
8 августа (воскресенье)
10:00-11:15, 11:30-13:15: заседания по секциям.
14:15-15:30: пленарное заседание и закрытие конференции.
 
9 августа (понедельник)
Экскурсия по национальному парку «Алханай».
 
10 августа (вторник)
Отъезд в Читу.
 
 
Программа конференции
 
4 августа (среда)
 
10:00-11:15: открытие конференции и пленарное заседание
Председатель: д. ф. н. И. В. Кульганек
Секретарь: к. и. н. М. М. Содномпилова
 
Приветственное слово настоятеля Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» гэбшэ Буды Бальжиевича Бадмаева (Джампа Доньёд ламы)
 
Приветственное слово директора Хужирского краеведческого музея им. Н. Н. Ревякина Капитолины Николаевны Литвиновой
 
Приветственное слово вице-президента СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» Цырендари Аюровны Самбуевой
 
Манзанова Галина Владимировна, н. с. отд. Монголии и Кореи Института востоковедения РАН: Традиции и инновации: причины возрождения буддизма в Бурятии
 
Амоголонова Дарима Дашиевна, к. филос. н., с. н. с. отд. философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Социальные функции обновленного буддизма в современной Бурятии
 
Шумкова Полина Николаевна, методист научно-методического отд. Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов: Документы к истории постройки буддийского храма в Санкт-Петербурге
 
11:30-13:15: дневное заседание
Председатель: д. ф. н. Л. С. Дампилова
Секретарь: К. В. Алексеев
 
Балданмаксарова Елизавета Ешиевна, д. ф. н., проф. Координационного центра развития бурятского языка и культуры Бурятского государственного университета: Духовное наследие буддийской культуры в становлении бурятской литературы
 
Яхонтова Наталия Сергеевна, к. ф. н., с. н. с. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН: Эпитеты буддийской тематики в словаре Суматиратны
 
Ямпольская Наталия Васильевна, асп. факультета религиоведения Бернского университета: Сургал «Восемнадцать драгоценных правил» - образец дидактического сочинения «двух законов»
 
Антонова Марина Сократовна, к. и. н., доц. факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: Буддийские песнопения в традиционной культуре бурят: аспекты бытования
 
Кульганек Ирина Владимировна, д. ф. н., с. н. с. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН: Буддизм в монгольских народных афоризмах: изучение, коллекции
 
Бадмаева Лариса Батоевна, к. ф. н., доц., с. н. с. отд. языкознания Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Религиозные термины в бурятских летописных текстах
 
Омакаева Эллара Уляевна, к. ф. н., доц., зав. отд. языкознания Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН: Буддийские монастыри и коллекции письменных памятников в Кобдоском и Убсунурском аймаках Монголии (по материалам российско-монгольской экспедиции 2007 г.)
 
14:15-15:30: вечернее заседание
Председатель: к. ф. н. Н. С. Яхонтова
Секретарь: М. Г. Банаева
 
Дампилова Людмила Санжибоевна, д. ф. н., зав. отд. литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Буддийские мотивы в монголоязычной поэзии
 
Алексеев Кирилл Всеволодович, ст. преп. каф. монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета: Роль и характер сновидений в буддийском жизнеописании (на примере намтара Гампопы /1079-1153/)
 
Сизова Алла Алексеевна, магистрант каф. монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета: Ламрим в монгольской литературной традиции (на материале рукописного фонда Восточного факультета СПбГУ)
 
Чимитдоржин Дугбима Гомбоевна, к. и. н., научный сотрудник Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг»: О намтаре Намнанэ ламы, написанном Агваном Доржиевым
 
Крылов Петр Игоревич, к. б. н., с. н. с. службы главного хранителя Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов: Буддийская притча «Добродетельный и Порочный» - малоизвестный перевод Г. Ц. Цыбикова
 
5 августа (четверг)
 
 
10:00-11:15: утреннее заседание
Председатель: к. филос. н. Д. Д. Амоголонова
Секретарь: Е. И. Нератова
 
Банаева Марина Геннадьевна, преп. каф. гуманитарно-социальных дисциплин Московского экономико-финансового института: Традиционная культура в современном мегаполисе как маркер этничности
 
Нанзатов Баир Зориктоевич, к. и. н., н. с. отд. истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Брачные предпочтения современных бурят. Истоки их формирования
 
Содномпилова Марина Михайловна, к. и. н., н. с. отд. философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Структура современной бурятской свадьбы. Эволюция традиционного ритуального комплекса
 
Цэрэнханд Гэлэг, к. и. н., проф., в. н. с. отд. этнологии и социальной антропологии Института истории АНМ: К вопросу об обычае посвящения скота у монголов (mal seterlehu yosun)
 
Хабунова Евдокия Эрендженовна, д. ф. н., проф., директор Института калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета; Омакаева Эллара Уляевна, к. ф. н., доц., зав. отд. языкознания Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН: Фольклор и религия в современной свадебной и календарной обрядности калмыков
 
11:30-13:15: дневное заседание
Председатель: к. и. н. В. А. Беляева
Секретарь: В. П. Жапов
 
Нератова Елизавета Ивановна, зав. отд. спец. хранения Российского этнографического музея: Подношения Далай-ламы к 300-летию дома Романовых
 
Шаглахаев Владимир Аюшеевич (лама Данзан-Даши), наст. Хойморского дацана «Бодхидхарма»: Обрамление Атласа тибетской медицины ламой Данзан-Хайбзуном Самаевым
 
Деменова Виктория Владимировна, к. иск., зам. дек. факультета искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького: Проблемы искусствоведческого анализа объектов современного буддийского искусства
 
Иванов Дмитрий Владимирович, ст. хран. фонда Зарубежной Азии (Китай, Монголия, Индокитай) Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: Буддийские культовые предметы в монгольских коллекциях МАЭ
 
Соломатин Павел Георгиевич, доц. каф. дизайна факультета изобразительных искусств Иркутского государственного технического университета: Аутентичность живописного стиля карма-гадри и особенности его распространения в современном мире
 
Альбедиль Маргарита Федоровна, д. и. н., в. н. с. отд. этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: Индийский буддизм в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
 
Субангулова Наталья Ахуновна, асп. каф. философии, асс. каф. культурологии и дизайна Уральского государственного технического университета: Сотериологическая функция сакральных практик чань/дзэн: на примере сакральной живописи
 
Евдокимова Татьяна Юрьевна, уч. секр. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН: Озеро Байкал в открытках начала XX века из личного архива
 
8 августа (воскресенье)
 
10:00-11:15: утреннее заседание
Председатель: к. и. н. Н. В. Цыремпилов
Секретарь: к. и. н. Ю. В. Болтач
 
Тыхеева Юлия Цыреновна, д. филос. н., доц. каф. культурологии и социокультурной антропологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета; Шишмарева Ольга Андреевна, студентка эколого-гуманитарного факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета: Человек в буддийской доктрине
 
Мануева Ирина Петровна, учебный мастер каф. истории и архивного дела Восточно-Сибирского государственного технологического университета: Одиночество в буддийской философии
 
Бернюкевич Татьяна Владимировна, к. филос. н., доц., проф. каф. социальной антропологии, философии и религиоведения Читинского государственного университета: Некоторые особенности рецепции буддийских идей в российской культуре конца XIX- нач. XX вв.
 
Беляева Вероника Александровна, к. и. н., адъюнкт каф. этнологии и культурной антропологии Щецинского университета: Влияние тибетского буддизма на современный бурятский шаманизм (на примере Тункинской долины)
 
Цыбанов Шагдар Ширапович, к. филос. н., доц. каф. философии, зам. декана по учебной работе эколого-гуманитарного факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета: Концепция «Чакравартин» в буддийской системе управления народом
 
11:30-13:15: дневное заседание
Председатель: д. и. н. М. Ф. Альбедиль
Секретарь: И. П. Мануева
 
Энхчимэг Цэндмаа, к. и. н., с. н. с. отд. истории Монголии периода средних веков Института истории АНМ: Буддийский элемент в истории Чагатайского улуса
 
Нацагдорж Батцэнгэлийн Цонгоол, н. с. сектора истории Монголии в период маньчжурской династии Института истории АНМ: Об одном источнике о Хамбо ламе Д.-Д. Заяеве
 
Болтач Юлия Владимировна, к. и. н., н. с. отд. Дальнего Востока Института восточных рукописей РАН: Два документа о путешествии в Тибет I Пандито Хамбо ламы Д.-Д. Заяева, хранящиеся в Архиве востоковедов ИВР РАН
 
Ряжев Андрей Сергеевич, к. и. н., доц. каф. истории Тольяттинского государственного университета: Российские власти в религиозных конфликтах буддистов Забайкалья последней трети XVIII в.
 
Цыремпилов Николай Владимирович, к. и. н., с. н. с. Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: «Чужие ламы». Российская политика в отношении заграничного буддийского духовенства в XVIII-нач. XX вв.
 
Гребенщиков Николай Дмитриевич, военнослужащий, член национально-культурной автономии поляков г. Улан-Удэ «Надежда»; Полянская Оксана Николаевна, к. и. н., доц. каф. всеобщей истории Бурятского государственного университета: Участие забайкальских казаков в центральноазиатских экспедициях XIX- начала XX вв.
 
Асалханова Екатерина Владимировна, ст. преп. каф. дизайна факультета изобразительного искусства Иркутского государственного технического университета: Иркутские дацаны: прошлое и настоящее
 
Жапов Владимир Петрович, асп. Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Буддийская конфессия в 1920-е гг.: церковный раскол и религиозная политика советского государства
 
14:15-15:30: пленарное заседание и закрытие конференции
Председатель: к. филос. н. Ш. Ш. Цыбанов
Секретарь: Д. В. Иванов
 
Лобсан-Норбу Шастри, проф., руководитель Департамента классических санскритско-тибетских переводов Центрального университета тибетологии: Autonomy and Globalizating Society: Role of Buddhist Monks
 
Дашидондоков Шираб-Нимбу Санжаевич, ст. преп. Агинской Буддийской академии: А. Доржиев и его сподвижники из Аги
 
Хантургаева Наталья Цедашиевна, к. соц. н., доц. каф. культурологии и социокультурной антропологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета: Религиозно-культурная идентичность буддистов Бурятии
 
Обращение к участникам конференции вице-президента СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» Цырендари Аюровны Самбуевой
 
Обращение к участникам конференции заместителя директора национального парка «Алханай» Ивана Чимитовича Чимитова
 
Стендовые доклады
 
Багаева Ксения Анатольевна, к. филос. н., ст. преп. каф. культурологии Бурятского государственного университета: Буддийское искусство Бурятии
 
Болсохоева Наталья Даниловна, к. ф. н., с. н. с. отд. философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Астрологическое знание в Тибете
 
Гроховский Павел Леонович, к. ф. н., доц. каф. монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета: «Гвоздичный замок» - источник по исторической лексикологии тибетского языка
 
Дугаров Баир Сономович, д. ф. н., доц., в. н. с. отд. литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Бытование «Намтара» Миларайбы в Бурятии
 
Елихина Юлия Игоревна, к. и. н., с. н. с. отд. Востока Государственного Эрмитажа: Бурятские дары дому Романовых из коллекции Государственного Эрмитажа
 
Иноуэ Такэхико, асп. Университета Хоккайдо: Взаимодействие в противостоянии: взаимоотношения между калмыцкими ламами и российскими чиновниками в проведении противооспенных прививок в XIX вв
 
Крапивина Раиса Николаевна, к. и. н., н. с. отд. Дальнего Востока Института восточных рукописей РАН: «Украшение из постижений» (Mngon rtogs rgyan, скр. Abhisamayalankara). IV глава
 
Краснодембская Нина Георгиевна, д. и. н., в. н. с. отд. этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: О некоторых национальных чертах сингалов-буддистов (Шри Ланка)
 
Мазурина Валентина Николаевна, с. н. с., хранитель фонда «Религии Востока» Государственного музея истории религии; Неупокоева Надежда Игоревна, к. п. н., независимый исследователь: Традиционное буддийское искусство в современном Непале (по материалам выставки непальских художников)
 
Мазурина Валентина Николаевна, с. н. с., хранитель фонда «Религии Востока» Государственного музея истории религии: О коллекции культовых предметов этнографического ансамбля Б. П. Сальмонта
 
Островская Елена Александровна, д. соц. н., проф. каф. теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета: Буддийская модель общества в формате гражданского общества
 
Очирова Баира Владимировна, к. и. н., асс. каф. всеобщей истории и регионоведения Калмыцкого государственного университета: Обновленческое движение в буддийской церкви Калмыкии и Агван Доржиев
 
Скрынникова Татьяна Дмитриевна, д. и. н., проф., г. н. с. отд. буддологии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Поучения Джебцзун-Дамба-хутухты VIII
 
Смирнова Мария Олеговна, магистрант каф. теории и методики преподавания языков и культур Азии и Африки Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета: Базовые термины тибетской грамматической терминологии
 
Уланов Мерген Санджиевич, к. и. н., с. н. с. отд. аспирантуры и докторантуры Калмыцкого государственного университета: К вопросу о глобальных формах буддизма в современной России
 
Урбанаева Ирина Сафроновна (дост. Тензин Чйодрон), д. филос. н., г. н. с. отд. философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН: Необходимость интеллектуального консенсуса разных цивилизаций и значение буддизма в умиротворении национализма как современной формы борьбы за «признание»
 
Харькова Елена Юрьевна, к. и. н., независимый исследователь: Вторая редакция тибетских переводов с санскрита (согласно сочинениям Муге Самтэна Гьяцо)
 
Четырова Любовь Борисовна, д. филос. н., проф. каф. философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета: Религиозность калмыцкой и монгольской молодежи: состояние и проблемы





Информационное письмо № 1
 
3–10 августа 2010 года состоятся
 
Четвертые Доржиевские чтения
 
«Буддизм и современный мир»
 
Место проведения: с. Агинское — национальный парк Алханай (Забайкальский край) — Усть-Ордынский Бурятский АО (с посещением о. Ольхон) — Санкт-Петербург.
 
Организаторы: Буддийская Традиционная Сангха России, Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», Администрация Агинского округа Забайкальского края.
 
При участии: Института восточных рукописей РАН, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного университета, Музея-квартиры П. К. Козлова (Санкт-Петербург), Агинского краеведческого музея им. Г. Цыбикова (с. Агинское).
 
Буддизм, как и другие традиционные религии, выполняет важную гуманистическую роль в современном мире, являясь одним из факторов консолидации здоровых сил общества. Ценностные установки буддизма могут способствовать защите основных прав человека, преодолению расовой и социальной дискриминации, решению экономических и этических проблем, возникающих в современном обществе.
Стержневыми темами конференции будут вопросы, поднятые на «Круглом столе», прошедшем в Санкт-Петербурге в мае 2009 года в рамках Дней буддийской культуры, организованных Санкт-Петербургским благотворительным общественным фондом «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» и Религиозным объединением буддистов Дацан Гунзэчойнэй.
 
Участникам конференции предлагаются следующие тематические направления докладов и дискуссии:
 
1.   Агван Доржиев (1854–1938) и исторические судьбы буддизма в России.
2.   Буддизм, государство и общество в современном мире.
3.   Модернизация и традиционализм буддизма в условиях процесса глобализации.
4.   Буддизм как важный фактор общественной жизни стран Азии.
5.   Проблемы возрождения буддийской традиции в России.
6.   Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство.
7.   Научные экспедиции в буддийские регионы.
8.   Полевые исследования, хранение и изучение буддийского рукописного, книжного и архивного наследия.
9.   Буддизм и буддийские монастыри в контексте общемирового взаимодействия.
 
К участию в Четвертых Доржиевских чтениях приглашаются ученые, религиозные деятели, представители общественных организаций, работники образования и культуры, сотрудники государственных учреждений и все заинтересованные лица.
Заявки на участие в конференции принимаются до 1 мая 2010 г. по электронному адресу Оргкомитета (adorjiev150@mail.ru). В заявке должны быть указаны ФИО, ученая степень, место работы автора, название доклада и краткая аннотация (до 300 слов).
Второе информационное письмо будет разослано после 1 мая 2010 г.
 
По итогам конференции планируется публикация сборника «Четвертые Доржиевские чтения». Объем статейне должен превышать 0,5 а. л. (20 тыс. знаков). Сноски — постраничные автоматические с продолжающейся нумерацией. Оргкомитет оставляет за собой право отбора работ для публикации в сборнике.
 
Оргкомитет не оплачивает транспортные расходы и расходы по проживанию в местах проведения конференции. Просьба заблаговременно сообщить о необходимости бронирования гостиницы.
 
Адрес оргкомитета: 197374, Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 91.
Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга».
 
тел.: (812) 753-90-96, 430-13-41, 430-97-40.
 
E-mail: adorjiev150@mail.ru
 
 
Президент Санкт-Петербургского благотворительного
общественного фонда «Общество бурятской культуры Ая-Ганга»,
акад. РАЕН, доктор филос. наук                                                                                        А. О. Бороноев




вернуться к списку новостей