Новости буддизма в Санкт-Петербурге

21 декабря - День ухода в Нирвану Чже Цзонхавы (Зула-хурал)

Версия для печатиВерсия для печати
21 декабря - День ухода в Нирвану Чже Цзонхавы (Зула-хурал)
Начало в дацане с 10 утра.

Праздник посвящен памяти (дню ухода в нирвану) основателя тибетской школы Гелугпа - реформатора и философа Чжэ Цзонхавы (1357 - 1419 гг.).

Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, и два его сочинения «Ламрим» (посвященный общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященный пути Тайной Мантры), охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цзонхава в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда - это будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния Цзонхавы связаны с основанием школы Гелугпа. Это:

1) реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи как знак тысячелетнего существования новой школы;

2) возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;

3) учреждение праздника Монлам чхенмо, что способствовало единению народа и новой школы;

4) строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Цзонхавой школа Гелугпа стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. «победитель») и считаться воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII в., школа Гелугпа утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае (как придворная буддийская школа императорского двора).

В день памяти смерти Цзонхавы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов зажигают тысячи масляных лампад - они горят до наступления рассвета. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. В монастырях устраивается торжественная процессия, во время которой люди идут с зажженными факелами и несут скульптурное изображение Цзонхавы.



вернуться к списку новостей