Новости буддизма в Санкт-Петербурге

Праздник Белого месяца. Сагаалган-2021

Версия для печатиВерсия для печати
Праздник Белого месяца. Сагаалган-2021

12 февраля наступит Новый год по буддийскому календарю — год Белого Металлического Быка. Мы расскажем о сценарии встречи праздника и расписании торжественных хуралов в Дацане Гунзэчойнэй.

«Буддийский Новый год начинается с первого дня астрологической весны, — как пояснил досточтимый ширээтэ-лама Петербургского Дацана Джампа Доньед (Буда Бадмаев). Он находится между 22 декабря и 21 марта, то есть между днём весеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Потому что зимнее солнцестояние с астрологической точки зрения — это середина зимы, а 21 марта — середина весны. Получается, что первый день весны находится ориентировочно в пределах 7−8 февраля. И ближайшее к этой дате новолуние считается первым днём Нового года. Лунный календарь не совпадает с солнечным, и поэтому дата может сдвигаться». В 2021-м она выпадает на 12 февраля. Исконная традиция связывать годовой отрезок времени с конкретным животного пришла с Востока, и сейчас буддисты готовятся к новому 12-месячному циклу под символом Быка.
 
По буддийской традиции перед Новым годом (по-бурятски — Сагаалган) принято достойно проводить предыдущий годовой период: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах. Об истории праздника можно прочитать статью на нашем сайте, в разделе «Алфавит российского буддизма».
 
Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.
 
Для вашего удобства, если нет возможности лично присутствовать на хуралах, на сайте Дацана Гунзэчойнэй работает онлайн-сервис, через который можно отправить записку в электронном виде на любой хурал. В списке хуралов уже открыты для оформления торжественные молебны, которые будут проходить в период празднования Сагаалгана. Внимание! Эти хуралы будут доступны на сайте ограниченное время.
 
Отправить записку на молебен в электронном виде можно здесь.
 
 
Итак, праздничный сценарий в Дацане Гунзэчойнэй начнётся с 8-го февраля. В этот день, 8 февраля, в 18 часов ламы Дацана проведут обряд обновления подношений, специально изготовленных к Сагаалгану.
 
9 февраля с 10:00 и в течение дня будет молебен в честь Защитников Учения — Гомбо, Гонгор, Шагдар, Сэндэма, Шалши, Намсарай, и Цанба. Хурал сопровождается просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.
 
На 10 февраля, в среду, запланированы торжественные хуралы и сакральный обряд:
 
В 10:00 состоится хурал, посвящённый другим почитаемым Защитникам Учения — Чойжал, Лхамо и Жамсаран.
 
С 15:00 будет в Дацане ламы совершат молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, болезней тела и ума, преодолению вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала буддийские священнослужители прочитают ритуальные тексты, направленные на устранение вреда, в которые входят молитвы с обращением к Белозонтичной Таре, Зелёной Таре, великий текст «Сутра Сердца» («Шираб Нинбо») и особый текст «Хамчу Нагбо» — для устранения воздействия и последствий от дурных помыслов, злых языков, плохих снов, а также Сутра «Доржо намжом».
 
В 17 часов начнётся специальный молебен Дугжууба, после чего вне стен Дацана, на отдельной территории, ламы разведут ритуальный костёр. Этот ежегодный обряд, один из самых ожидаемых прихожанами, приходится на 29-й лунный день — канун первого весеннего новолуния, направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Традиция очищения через огонь для перехода в новый жизненный период древняя и существует в верованиях многих народов в виде действа, носящего сакральный характер и наполненного особым смыслом. Чтобы правильно встретить Новый год, необходимо оставить в уходящем всё дурное, что мы накопили, тем самым очиститься на духовном, ментальном и физическом планах.
 
Ритуальный костёр Дугжууба возжигают за два дня до наступления Сагаалгана согласно буддийскому календарю. На самом деле, костров будет два: отдельно для буддийской общины и другой (он поменьше) — для прихожан. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок), разделяют его на небольшие кусочки и обтираются ими. Тесто нужно сначала покатать по лбу — символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта — собирая дурные слова, по груди — очищая душу, потом в ладошках — как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается всё плохое: болезни, негативные эмоции и мысли, тяжёлые переживания и другие следы дурных воздействий, оказывающие на человека пагубное влияние. Затем эти кусочки теста аккуратно заворачивают в салфетку или бумагу (не в полиэтилен!) и приносят в Дацан, а далее — бросают в разгоревшийся ритуальный костёр. Его нужно обойти по кругу трижды, читая мантры, молитвы, концентрируясь на намерении направить свою жизнь к добру. В то же время ламы готовят для костра общины так называемый «соор» — увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения. В ходе этого обряда мы подносим через огонь все грехи хозяину смерти Ямарадже для того, чтобы защититься от преждевременной смерти. Нужно породить в себе такое намерение: «Я отказываюсь от свершения всего дурного и посвящаю свою жизнь добродетели». Такое очищение способствует долголетию.
 
 
 
Далее, накануне встречи буддийского Нового года, 11 февраля — день поста (бурят. — «бутуу удэр»), в этот день благоприятно соблюдать чистоту трёх дверей: тела, речи и ума.
 
С 10:00 — Сахюусан хурал, а с 15:00 — молебен Мандал Шива (восхваление Зелёной Тары). К ней обращаются с просьбой о мудрых наставлениях, как правильно встретить наступающий год и жить в нём. Зелёная Тара — воплощение мудрости матери. И мы, подобно детям, зовущим мать на помощь, призываем её. Она облегчает наши страдания, откликается на любой зов человека.
 
С 22:00 до 5:00, в ночь наступления 12 февраля — торжественный молебен Балдан Лхамо. Этот хурал длится несколько часов, в течение которых ламы поддерживают непрерывность чтения молитв, сменяясь по нескольку человек. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что Лхамо в канун Нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им своё благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за неживого.
 
12 февраля, в пятницу, в 5 часов утра начнётся торжественный молебен Сидор Лхамо, по завершении которого встретим наступление Сагаалгана, и также пройдёт ритуальный обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами). Ещё в это утро будет проведён обряд призывания удачи и благоденствия, и все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).
 
Подношение хадака — это выражение безмерной благодарности и уважения человеку. Первый, кому дарят хадаки — настоятель дацана. Каждый лама подносит ему шелковую материю и в ответ также получает ритуальный шарф. Далее ламы обмениваются друг с другом. После чего все верующие дарят друг другу хадаки с поздравлениями: «Сагаалганаар! Сагаан сараар!» — «Поздравляем всех с Белым месяцем!» «С новым годом!». Таким образом одаривают всех и каждого, совершая круговращение праздничных шарфов, затем расходятся по домам. Этот обряд напоминает нам о связанности и взаимозависимости всех нас. Осуществляя совместное благое дело, мы создаем причины для последующего рождения рядом друг с другом.
 
Буддийские платки — хадаки бывают разных цветов.
  • Нанзат хадак — красного цвета олицетворяет образ древнейшего объекта почитания всех народов — Солнца и связанных с ним огня, света и тепла. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие.
  • Шара хадак — жёлтый хадак. Особое место занимает жёлтый цвет в палитре красок буддизма, что проявляется, в первую очередь, в названии религии — жёлтая вера, в одеянии лам — жёлтая одежда, орхимжо. Его преподносят богам и буддийским ламам.
  • Аюша хадак — голубого цвета. Наиболее распространённый и самый почитаемый цвет. Голубой цвет ассоциируется с небом и водой, символизирует вечность и бесконечность.
  • Самба хадак — хадак зелёного цвета ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла и урожайности, поэтому это символ Земли. «Самба хадак» нельзя преподносить людям, его преподносят только на алтарь.
  • Сагаан хадак — белый хадак. Символизирует помыслы, чистые, как материнское молоко.
  • Хара хадак — чёрного цвета. Его ставят на алтарь в бутуу удэр — последний день старого года.
  • Даша хадак — короткий синий хадак, который преподносят обычно детям.
  • Сонном хадак — самый короткий, синий, особый хадак (до 60 см) как дань усопшим.

Хадак преподносят по особым правилам: дарящий должен поклониться, что означает «я приближаюсь к земле и отдаю дань уважения Вам». Хадак сгибают по длине, кладут на ладони, придавив большим пальцем, и при этом надо учесть, линия сгиба смотрит на того, кто дарит, а открывающейся стороной («амараа урагшаа» — бурят.) — принимающему хадак. Это означает чистоту помыслов и пожелание счастья. Хадак можно преподносить с деньгами или другими подарками, сопровождая «юроолами» — благопожеланиями.

 

В традиции буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников — хуралов. Празднование Нового Года приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава (в ином звучании — Цонкапа) разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил и проведение праздника Монлам Ченмо (по-тибетски — Великий молебен). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти.
 
 
При этом принято на второй день Сагаалгана13 февраля, освящать Хий-морины и совершать обряд запуска «Коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал Хий-морин Сан для освящения специальных буддийских флажков (Хий-моринов). «Конь ветра удачи» символически направлен на благополучие человека. На нём изображены шесть Драгоценностей, символизирующих шесть Запредельных деяний. Конь — символ быстрого продвижения на Просветлённый берег. Символически обозначены и четыре элемента, от гармонии которых зависит жизненная сила, они представлены в виде мифологических животных: Гаруда — огонь, дракон — вода, тигр — воздух, снежый лев — земля. Обряд вывешивания ритуальных флажков способствует гармонизации, так как на них начертаны молитвы о благе всех живых существ. Для совершения обряда нужно приобрести флажок в соответствии с годом рождения. Затем обратиться к ламе для его освящения, лама также укажет благоприятное направление для подвешивания Хий-морина. Вывешивать «Коней ветра» необходимо только на специальном сооружении — ритуальной беседке на улице, за Дацаном, на одной из её сторон (соответствуют сторонам Света), о которой сообщит лама. Считается, что когда ветер развевает молитвенные флажки, молитвы и благопожелания на них разносятся по всему миру.
 
На 15 день Монлам Ченмо, 27 февраля ламы проведут праздничный хурал Чонпрул Дуйсэн.
 
28 февраля будет прочитан Додудба — текст из Сутры Праджняпарамиты.
 
1 марта с 10:00 пройдёт специальный Сахюусан хурал, посвящённый окончанию праздника Монлам Ченмо.
 
Традиционное празднование Сагаалгана — Белого месяца у буддистов проводится как «пост наоборот»: смысл его не в ограничении, а в щедром дарении. Правильно настроившись и встретив Новый год по буддийскому календарю, мы закладываем основу для стабильности и удачи в нём.
 
Для удобства отслеживания ежемесячно буддийских праздников и основных, торжественных хуралов можно использовать специальные календари, выпущенные Дацаном Гунзэчойнэй. Новые календари на 2021 год — перекидные и настенные в формате плаката уже есть в наличии в киоске нашего храма. Подробную информацию можно посмотреть здесь.
 
Все вопросы о времени проведения хуралов и приёмах у лам Дацана можно задать по справочному телефону храма: +7(812) 679−91−08.
 
Полное расписание торжества опубликовано на сайте и в соцсетях Дацана.
 
 
Расписание хуралов на дни празднования Сагаалгана:
 
8 февраля, понедельник
  • 18:00 — Обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану
9 февраля, вторник
  • 10:00−17:00 — Сахюусан хурал
  • 10 февраля, среда
  • 10:00−12:00 — Сахюусан хурал
  • 15:00−16:00 — Табан Харюулга
  • 18:00 — Торжественный молебен Дугжууба и ритуальный костёр
11 февраля, четверг
День поста (бутуу удэр)
  • 10:00−12:00 — Сахюусан хурал
  • 15:00−16:20 — Молебен Мандал Шива (восхваление Зелёной Тары)
  • 22:00−05:00 — Торжественный молебен Балдан Лхамо, посвящённый встрече буддийского Нового года
12 февраля, пятница
  • 05:00 — Торжественный молебен Сидор Лхамонаступление Сагаалганаобмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), обряд призывания удачи и благоденствия, угощение белой пищей (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло)
  • 13 февраля, суббота
  • 10:00 — Сахюусан хурал, Хий-морин Сан (обряд освящения хий-моринов — «Коней ветра удачи»)
  • 15:00 — Молебен Табан Хаан
С 14 февраля по 26 февраля
  • 10:00 — Сахюусан хурал
  • 15:00 — Монлам Ченмо
20 февраля, суббота
  • 15:00 — Отошо, посвящённый обращению к Будде Медицины (Будда Исцеления, Будда Лазуритного Сияния).
27 февраля, суббота
  • 15:00 — Молебен Чонпрул Дуйсэн
28 февраля, воскресенье
  • 15:00 — Молебен Додудба (из Сутры Праджняпарамиты)
1 марта, понедельник
  • 10:00 — Специальный Сахюусан хурал (Гомбо, Лхамо и Жамсаран), посвящённый окончанию праздника Монлам Ченмо.
Вход на хуралы и обряды свободный, рекомендуется использовать маску и перчатки.
 
Фото: из архива Дацана Гунзэчойнэй (фотограф Иван Андреев).
 



вернуться к списку новостей