Буддийские Учителя

Хамбо лама Даши-Доржо Этигэлов

Версия для печатиВерсия для печати

Встреча с Хамбо-ламой Этигэловым. Послание хамбо ламы.
Биография. Его учителя. Воспоминания.

 
Использован материал спецвыпуска журнала “Тайны Бурятии”.
 

 

нажмите, чтобы увеличить 

ПОСЛАНИЕ ХАМБО ЛАМЫ. МИРОВАЯ СЕНСАЦИЯ.

 БИОГРАФИЯ. ЕГО УЧИТЕЛЯ.

 ВОСПОМИНАНИЯ. ПОДВИГ УМА И ВЕРЫ.

Послание Хамбо Багши Даши-Доржо Этигэлова

Благословенный Тремя Драгоценностями незабвенного Ламы, Способен совершенствовать свой Ум безопасно и постоянно,

Создавая возможность десяти важных встреч.

Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний. Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.

Не страдаете, в покое ли ваше особо драгоценное тело?

Будьте чистыми среди моря грязи опасного смутного времени,

Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.

Светлые и добрые ваши пять устремлений, не тронуты ли они инеем и градом?

Вот этими словами довожу Учение для воспоминания и сохранения! Нашедшего человеческую драгоценную свободную веру — трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды - трудно встретить! К хозяину здешнему - Очирдари Ламе — трудно попасть и пообщаться!!!

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнув предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведомый на встречу к хозяину смерти.

Во время ухода в очередной мир в одиночестве,

Всё твоё богатство, родные, любимые и близкие,

Оставаясь на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и будут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды. Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний — незамедлительно!!!

Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

Когда я пребываю в данной жизни.



Перевод Пандидо Хамбо ламы XXIV Д.Аюшеева

 

Мировая сенсация

 Далай лама XIV Тенцзин Гьятцо

 Многие буддийские монахи познают смерть, реально умирая во время медитации и таким образом освобождаясь от земного сущест­вования. Они могут медитировать десятки лет (и их тела не разлагаются). Пример тому — медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 70 лет... (АиФ, №14, 2003 г.)

 Пандидо Хамба лама XXIV Дамба Аюшеев

 У него была возможность сохранить свое тело в назидание потомкам. Он доказал, что вера не зависит от времени и власти. Вера моего народа подкреплена религиозным подвигом Даши-Доржи Этигэлова. (ИП, №42, 2002 г.)

 НТВ, «Намедни»

 Обретение буддистами Бурятии тела, погребенного 75 лет назад Хамбо Ламы XII, стало мировой сенсацией. Обстоятельства земной жизни последнего перед гонениями главы буддийской церкви бурят — пример силы духа, которую может дать вера.

 «New York Times», Стивен Мейер (США)

  Иволгинск, Россия - чудо случилось здесь, в Сибири. Или может быть это мистификация...

 

 

 

 

 

  ...Владислав Козельцев, эксперт Москов­ского центра биомедицинских технологий, занимающегося проблемой сохранением тела Ленина (умершего в 1924 году) на Красной Площади, высказывает предположение, что соль в саркофаге должно быть замедлила гниение, но это одно не может объяснить сохранность тела ламы. Другими факторами могут быть почва и условия самого саркофага. Более вероятно, сказал мистер Козельцев, Этигэлов страдал от дефекта гена, который ускоряет разрушение клеточной структуры тела после смерти. Он добавил: «Вы не можете исключать некий секретный процесс бальза­мирования».

 "Комсомольская правда" (№193, 2002 г)

 В Бурятии случилось чудо. Республикан­ские судмедэксперты не могли поверить, что прошло три четверти века. Впечатление было такое, что Этигилов умер три дня назад.

 Э.Н.Дробицкий, академик, вице-прези­дент Российской академии художеств, Пре­зидент Международной федерации худож­ников ЮНЕСКО:

 Встретившись с Этигэловым, я испытал самое сильное потрясение в своей жизни. У Бога нет блата, все достигается работой ума. Творец имеет философию, если нет философии, то это ремесленник — Этигэлов это Творец. Больше я ничего не могу сказать.

 В.Ф Дорогин, депутат Государственной Думы, вице-адмирал (Москва):

 Нахождение нетленного тела XII Хамбо ламы Этигэлова является гарантией духовной состав­ляющей национальной безопасности России. Это достояние нашего народа и мирового сооб­щества.

 В.Н.Чащин, эксперт-патологоанатом, канд. мед. наук (Екатеринбург):

 Это противоречит всем физиологическим и физическим законам природы! Понимаете, такого просто не может быть! Все живое должно обращаться в тлен. Соль, конечно, может приос­тановить процесс разложения, но только на несколько суток, а не на семьдесят пять лет. Иногда в моей практике встречались случаи окаменения некоторых частей тела, которые сохраняли форму, становясь очень твердыми. А при мумификации или бальзамировании тело вообще неизбежно высыхает. Здесь же я чув­ствовал абсолютно живую, эластичную кожу. Более того, у ламы гнутся все суставы, включая самые мелкие на пальцах. У него здоровый цвет лица, темные волосы, ресницы, брови, отлично сохранились зубы. Я могу констатировать одно: так как нет ни одного признака смерти, значит, он жив. Сейчас Учитель покрыт стеклянным саркофагом, внутри которого помещен градус­ник. Помещение не отапливается. За последние две недели температура внутри саркофага поднялась на два градуса — это следствие какой-то жизнедеятельности.

 Ч.М.Таксами, профессор Санкт-Петер­бургского университета:

 В это поверить невозможно, но ознакомив­шись с актом эксгумации, я начинаю понимать, что произошло событие очень высокого по­рядка. Это пример того, что человек, совершен­ствуя себя, может достичь необыкновенных высот. Я рад и счастлив, что это произошло у нас, в Сибири, у талантливого бурятского народа.

 Андрей Стрелков, тибетолог, канд. исторических наук

 Обнаружение нетленного тела Хамбо ламы Даша-Доржо Этигэлова вызвало неподдельный интерес как в Бурятии, так и за ее пределами. Что стоит за этим фактом? Прежде всего, это - не чудо. Данный феномен находится в согласии с буддийскими представлениями о человеке и очевидно показывает их правоту.

 Развитие буддизма в Бурятии достигло в конце XIX - первой четверти XX веков необычайных высот. Это выражалось не только в широком и высоком развитии дацанской учености, но и появлении буддийских йогинов, достигших высшего уровня реализации -сиддхов и махасиддхов. Народная память сохраняет множество преданий связанных с проявлением сиддх - сверхестественных сил йогов.

 Каковы буддийские представления о человеке, допускающие явление нетленности тела и другие феноменальные проявления, непостижимые для современной науки и медицины? Помимо «грубого» физического тела (кости, сухожилия, плоть, кровь и т.д.), доступного обычному наблюдению, человек обладает особым, не наблюдаемым ни одним прибором, «тонким» телом, состоящим из каналов «нади», особых точек «бинду» и особых энергий «пран». На каналах расположены узлы-центры «чакры». «Грубое» тело базируется на «тонком».

 Буддийская йога включает в себя две стадии: Жедрим (тиб. ступень зарождения) и Зогрим (тиб. стадия завершения). На первой стадии практик созерцает себя в виде определенного тантрийского божества-йидама и начитывает мантры. Облик божества, его атрибуты, которые он держит, его мандала имеют символическое значение. На второй стадии йогин работает с нади, бинду и пранами. Завершив цикл созерцания, практик достигает определенных состояний на пути к Про­буждению. Конечной целью является состояние Будды.

 Практикуя стадию завершения и достигая ее высшей, шестой по счету, стадии - особого состояния «самадхи» (существует много видов самадхи, каждый имеет свою специфику), йогин в состоянии полностью останавливать жизнедеятельность своего «грубого» тела. Такое тело кажется умершим, но является нетленным, так как тонкое тело продолжает функционировать. Возникает проблема охраны такого тела. Охраняли тело либо ученики йога, либо йог уединялся перед погружением в самадхи в недоступное место и выставлял магическую защиту.

 Явление Хамбо ламой Даши-Доржо Этигэловым нетленности тела демонстрирует мощь Буддийской Дхармы и является вдохновляющим примером для современных практиков Буддийской йоги.

 

Краткая биография

Перерожденец I Пандидо Хамба ламы Дамба-Доржа Заяева, первого главы буддий­ской церкви России — XII Пандидо Хамба лама Даши-Доржо Этигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, он около пяти лет пас овец у Батобазаровых Ринчина и Надмит в местности Ошор Булак. С детства отличался целеустрем­ленным и независимым характером.

В детстве Дамба-Даржа Заяев часто говорил своим родителям, что поедет учиться в Тибет. Когда ему не верили (в те годы еще мало кто знал про Тибет), он обижался и убегал в степь. Родители, чтобы успокоить его, говорили: да-да, ты поедешь в Тибет. В 1725 году он принял в Тибете обеты гэцула и гэлуна от Далай ламы и Панчен богдо.

 В 15 лет тайком добрался до Ачинского дацана (совр. Хоринский район РБ), находя­щегося в трехстах километрах от его родных мест, и двадцать с лишним лет постигал здесь учение Будды. Успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился как ученый монах.

 В последущие годы он совершенствует полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине.

 В 1898 году вернулся на родину, в Янга­жинский дацан, где начал преподавать буддий­скую философию (чойра) хуваракам, одно­временно исполнял обязанности гэсхы-ламы Согшон дацана и был зачислен в штатные ламы.

 В 1904 году он был назначен ширетуем (настоятелем) Янгажинского дацана. Находясь на этой должности был инициатором постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Дуганы были возведены в целях совершения добродетели для многих тысяч воинов, погибших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Ширетуй Даши-Доржо Этигэлов пожертвовал на строительство все свое состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения.

 Он приложил большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Резиденции Хамбо ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претен­дентов был избран XII Пандито Хамба ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.

 В феврале 1913 года он был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи — г. Санкт-Петербург. Делегация во главе с XII Пандито Хамба ламой Даши-Доржи Этигэловым была тепло встречена в департаменте по религиоз­ным делам министерства внутренних дел. 

Семьдесят пять и двенадцать -знаковые числа в биографии Хамбо ламы Этигэлова. Перерожденец Первого Хамбо ламы Заяева, прожившего 75 лет, Даша-Доржо Этигэлов родился еще через 75 лет после его ухода и стал XII Хамбо ламой. Он также прожил 75 лет, а еще через 75, при XXIV Хамбо даме Дамбе Аюшееве, вечное тело Хамбо ламы Этигэлова было извлечено из земли. 

21 февраля Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов провел торжественный моле­бен за здравие и благоденствие императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзэчойнэй». На молебне присутствовали известный русский путешест­венник, исследователь Центральной Азии П.К. Козлов с женой, посол Монголии Ханда-Доржо, калмыцкий князь Тундутов-младший, известные бурятские ученые Базар Барадин, Цыбен Жам-сарано и другие. 

22 февраля Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов присутствовал на торжествен­ном обеде в честь 300-летия дома Романовых в резиденции царя Николая II. От имени всех бурят, духовных и светских, он произнес поздравительную речь. 19 марта Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов, ширетуй Цугольского дацана, Бадмаев Гатап, Гомбо и Сокто Бадмажаповы были на личной аудиенции у императора. 

После начала Первой мировой войны, по инициативе Д-Д. Этигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлеж­ности, и постановило оборудовать в прифрон­товой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. 

В 1915 году Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов, посетив все дацаны, органи­зовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потреб­ности и отправлены к пасхе на действующий фронт и в госпиталя. Кроме того, в прифронтовые госпиталя были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамба ламой Ч. Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, также семьям раненых и павших, Д. Этигэлов в 1916 году награжден орденом Святой Анны II степени. 

Однажды, во время Первой мировой войны, Хамбо лама Этигэлов вместе с другими ламами был приглашен на покло­нение горе Бурин-Хан. 

Прибыв на место поклонения, Хамбо-лама вокруг горы насчитал 108 бараньих голов, принесенных в жертву. 

«Какая жестокая эта гора, преры­вает жизнь ста восьми живых существ. Если она хочет есть голову, то на, возь­ми, ешь мою» («Ямар хатуу хада уула гээшэб, 108 амитанай ами тапалха. Тархи эдихэ гээ haa, маа минии тархи эди»), - и с этими словами он распинал бараньи головы, принесенные в жертву. Ламы, уже приготовившиеся читать молитвы, были потрясены увиденным. Но с тех пор этой горе преподносили только белую, молочную, пищу. 

Он был избран Председателем II Обще­бурятского сьезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане, резиденции Хамбо ламы. Вскоре после указанного сьезда, в связи с болезнью, Этигэлов сложил с себя полномо­чия Пандидо Хамба ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан. 

Однажды на барисане Даша-Доржо Этигэлов встретился с возвращаю­щимся из Монголии Агваном Доржиевым, очевидно вскоре после монголь­ской революции в 1921 году. Обрадо­вавшись неожиданной встрече, они решили здесь передохнуть. Вдвоем соорудили небольшой шалаш, разожгли костер, сварили чай и стали вести не­торопливую беседу.

 Перед тем как проститься, Этигелов сказал А.Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадете к ним в руки — в живых они Вас не оставят».

 Агван Доржиев, веривший в то, что буддийская религия может мирно ужиться с советской властью, с недо­верием отнесся к предостережению Этигэлова и в ответ спросил: «А Вы почему не уезжаете за границу?» Этигэлов ответил: «Меня они не успе­ют взять».

нажмите, чтобы увеличить

Янгажинский дацан

нажмите, чтобы увеличить

Анинский дацан

нажмите, чтобы увеличить

Цугольский дацан

нажмите, чтобы увеличить

Тамчинский дацан

нажмите, чтобы увеличить

Хамбо лама Этигэлов (в центре) в Тамчинском дацане

В мае 1917 года в Тамчинском дацане проходили собрания по созданию аймачного революционного комитета общественной безопасности, к которому должна была перейти вся полнота власти в Селенгинском аймаке. Станичный атаман Д. Абидуев, подговорив вернувшихся с войны фронтовиков, собрал около сотни людей и разогнал аймачный комитет. По случаю разгона комитета устроили на террито­рии дацана пьянку. 

Пандидо Хамбо лама Этигэлов в это время возвращался из Верхнеудинска. Возле озера Сагаан Hyp (оз. Сульфатное) услышав об этих безобразиях, разгневал­ся, и, погоняя коня, помчался в дацан.

Проскочив озеро Сагаан Hyp, как по мощенной дороге, прыгнул с крутого берега Гусиного озера, рассек водную гладь и по сухому дну помчался напрямик к дацану. Когда он выскочил на берег, вода сомкнулась за ним. Поднявшиеся волны смыли часть собравшихся в ограде дацана людей и очистили оскверненную терри­торию дацана. Оставшиеся люди в стра­хе разбежались, увидев Хамбо ламу. 

XII Пандито Хамба лама Даши-Доржо Этигэлов — как практик высочайшего уровня, на основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого пости­жения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму. 

В тревоге за будущее Этигэлэй Хамба оставил послание своему народу. 

15 июня 1927 года XII Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Этигэлов в состоянии медитации ушел в Нирвану. 

Перед смертью он дал последние наставления своим ученикам и попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо лама начал сам читать эту молитву, которую посте­пенно подхватили его ученики. Читая благопожелание и находясь в состоянии медитации, он ушел. 

Перед этим он завещал своим учени­кам: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». 

Согласно его завещанию в 1955 году XVII Пандидо Хамба лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандидо Хамба ламы Даша-Доржо Этигэлова. Убедившись в неиз­менности состояния его, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

 В 1973 году XIX Пандидо Хамба лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами также осмотрели Хамба ламу Даша-Доржо Этигэлова и убеди­лись в сохранности тела.

 7 сентября 2002 года восьмидесятивось­милетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо ламе Д.Аюшееву местонахождение Пандидо Хамбо ламы XII Даша-Доржо Этигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.

 В детстве, когда сирота Этигэлов пас чужих овец, грея босые ноги в теп­лых коровьих лепешках, он говорил хозяйке, что станет Хамбо ламой.

 Хозяйка его отругала: "Как ты можешь стать Хамбо ламой, такой оборванец? Тебе-то я никогда не покло­нюсь". Через много лет она, уже соста­рившаяся, пришла к Хамбе Этигэлову за благословлением...

 10 сентября 2002 года XXIV Пандидо Хамба лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Пандидо Хамба ламой Даша-Доржо Этигэловым и, выполнив необхо­димые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.

 

Его учителя

 Составитель Дугар Егнинович Лундуков, 1935 г.р., с. Тохорюкта Хоринского района

 
нажмите, чтобы увеличить Хойто ламхай
нажмите, чтобы увеличить Баруун ламхай
нажмите, чтобы увеличить

Зодвын ламхай

Гэлун Багша Еши Од

 Захарай ламхай приехал в Тамчинский дацан, в котором он получил гэбши и габжа, и заехал в Янгажинский дацан, в котором был большим ламой Жамсанаранэй ламбагай, его учитель по чойре. Также он выполнил важную миссию — увез подростка Даша-Доржо Этигэлова, сироту, в Анинский дацан. Ламами было определено его великое будущее. 

Захарэй лама стал главным, коренным учителем Этигэлэй Хамбы.

Захарэй Ширап Нимбу, лама из Тэгды, 1840 года рождения, знал наизусть Ламрим и многие другие книги.

Когда к нему приходили ученые габжа ламы с толстыми фолиантами, он, увидев многие тома, всегда говорил им: ваши желания слишком высоки и, увидев тома, мне сразу же становится лень с ними работать, но вы же габжи - как вы можете так много книг носить с собой. Когда ему приходили с небольшими, 30-40 листов, книгами, он с удовольствием в течение нескольких часов объяснял и давал комментарии.  

Тогда ширетуем Анинского дацана был Хойто ламхай - Аюшин Галдан (1830 года рождения), который получил ученые звания гэбши и габжа в Цугольском дацане. Он был хубилганом (перерожденцем) Арья Балы (Будды Сострадания). В Анинском дацане развил и поднял школу чойры (буддийской философии), которая стала ведущей в Бурятии. 

Хойто ламхай приложил много усилий для обучения Этигэлова, назначил его дуганши в Дуйнхор дуган с оплатой 5 рублей в месяц и определил, чтобы население Ойбонт, Тохорюкты, Нурэ и Могоя по очереди платили ему содержание, чтобы Даша-Доржо мог учиться, не зная материальных затруднений. 

Кроме Захарэй ламхай и Хойто ламхай, его учителями были Баруун ламхай — хубилган Абида Бурхана, и Зодвын ламхай — хубилган Манжушри. Они оба были 1837 года рождения. 

Когда Хойто ламхай, Баруун ламхай и Зодвын ламхай были детьми, за ними приезжали ламы из Тибета, определив их хубилганами. Но ламы Анинского дацана отказались отдать их на обучение в Тибет. Они сказали: Боги сами знают, где им родиться.

нажмите, чтобы увеличить

Пандидо Хамбо лама XI Чойзон Иролтуев

Несомненно, в число учителей Этигэлова входит и его предшественник на посту Хамбо Чойзон Иролтуев, который поддерживал его во всех начинаниях в трудные годы первой мировой войны и революции.
нажмите, чтобы увеличить

Настоятель Янгажинского дацана Лубсан Ниндак Банзаракцаев (с 1880 г. по 1903 г.)

В 1898 г. Д-Д.Этигэлов возвращается на родину, в Янгажинский дацан. Ширэтуй Лубсан Ниндак Банзаракцаев, известный своей ученостью, назначает его штатным ламой гэсхи Дуйнхор дугана и преподавателем чойры. Он также является одним из учителей Этигэлэй Хамбы.

 Было очень сложное время, русская адми­нистрация все время пыталась окрестить бурят, надеть на них кресты и за крещение давали по 25 рублей, немалые по тем временам деньги. Сложно было буддистам даже привести книги из Монголии и Тибета, за этим следили прис­тавы в Хоринске. Хойто ламхай, когда приехал высокопоставленный лама из Монголии, привез его в Ойбонт и тайно, в лесу, семь дней они проводили обряд Гашей. Царская власть была жестокой и для укрепления власти у неё были большие планы христианизации бурят. 

Захарай Ширап Нимбу ламхай (когда был ширетуем), поехал на Цам в Тамчинский дацан и на Арбан сахюсан, переночевав там, почувствовал в доме, что на него сделали жатха. Чтобы выйти, он приказал разобрать стену (над дверью была сделана жатха). На берегу Селенги Захарэй лама, сказав, что его догоняют, направил коней прямо по воде реки. Приказал сопровож­давшему его Доржо габже, своему ученику, закрыть глаза. Когда тот их открыл, они уже были на Обото, на территории Анинского дацана. Захарэй лама сказал ученику, что он применил и использовал Пустоту, т.к. была экстремальная ситуация. Он попросил не распространяться об этом. 

Захарэй ламхай вошел в 22-летнюю меди­тацию в 1894 году после окончания строитель­ства Майдарэй дугана и 80-локтевой статуи, закончил ее в 1916 году. Тогда Этигэлэй Хамба с Агваном Доржиевым приехали его встретить. 

Ламы Анинского дацана хотели выдвинуть на пост Пандидо Хамбы ламы своего настоя­теля Яндяжен Шагдар ламхая, но он ответил, что через три дня скажет, кто достоин занять этот пост. В назначенный день он назвал имя Этигэлова. 

 

Из доклада Пандидо Хамбо ламы XXIV Дамбы Аюшеева на Сугунды буддистов России (апрель 2003 г.)

 Главным событием в нашей жизни стал приход к нам Хамбо Ламы Этигелова Даши-Доржи после 75-летнего нахождения в местности Хухэ Зурхэн. Мы счастливые люди, что в нынешнем перерождении достигли возможности встретиться с Хамбо Ламой Итигиловым. И феноменальная встреча стала реальностью, согласно Учения Будды, который проповедовал, что Его Учение будет распространяться на север. Данные слова были подтверждены Богдо Зонхавой. Будучи перерожденцем Пандито Хамбо Ламы Дамба Доржа Заяева, который исполнял слова Будды Шакьямуни в своих деяниях а Хамбо Лама Итигилов продолжал благородную миссию. Несомненно, даже многие великие Ламы не могли оставить свое тело в феноменальном состоянии. Если следовать мысли, что Пандито Хамбо Лама Итигилов выполнял заповедь Будды Шакьямуни, то Сахюусаны, Идамы, Бодхисаттвы, Будды и даже Очирдари Лама во время встреч с Хамбо Ламой Итигиловым оказывали большую помощь ему на пути к Просветлению. Подтверждение понятия, феноменальная встреча с Хамбо Ламой Итигиловым, можно сказать следующее — мы имеем возможность встретиться с тремя благородными состояниями Хамбо Ламы Итигилова:

 1. Встреча с оставленным нам Телом Римпоче, сумевший при жизни пообщаться с Буддами и Очирдари Ламой, которые помогли изменить движение Его Тела для сохранения во времена.

 2. Встреча с Хамбо Ламой Этигеловым, находящегося и поныне в постоянной медитативной практике, на пути дальнейшего накопления благодеяний, посредством оказания помощи всем живым существам.

 3. Встреча с Хамбо Ламой Этигеловым, который благодаря своему совершенному уму ушел из Сансары вслед за Буддами ради сохранения своей кармы для достижения в будущем состояния Будды Шакьямуни. Думаю, что каждый буддист задумывается над этим чудом, и до конца своей нынешней жизни будет искать ответ на данное явление. Если верующие и прихожане будут стремиться получать от Хамбо Ламы Этигелова благословение (адисалга), для улучшения своей кармы, то Ламы будут задаваться вопросом, каким путем Хамбо Лама Этигелов достиг такого феноменального состояния и упорно продолжать свои медитативные практики для ухода из Сансары.

 

В памяти народа 

нажмите, чтобы увеличить

Янгажинский дацан. Справа налево, лама Нимбу Маркелов (ширетуй с 1914 по 1922 гг), Пандидо Хамбо лама XI Чойзон Иролтуев, ширетуй Даша-Доржи Этигэлов.

Бимба Доржиевич Цыбиков, 1910 г.р., канд. исторических наук

 Я помню, как летом 1916 года Этигэлэй Хамбо выступал с проповедью перед народом. Проводилось «гашай» в местности Боро Губэй. Около субургана был устроен брезентовый навес и народ сидел вокруг Хамбы. Он сидел высоко на олбоках. 

Родители взяли меня с собой и мне запом­нилось, как Этигэлэй Хамба говорил, обращаясь к женщинам: Вы все ходите в шелковых платках, а на ваших божницах лежат ткани гораздо хуже. 

Я помню, что Этигэлэй Хамба был неболь­шого роста и очень худой, а сейчас стал еще меньше. Но черты его лица я узнал сразу — он нисколько не изменился за это время. 

На вопрос Хамбо ламы Дамбы Аюшеева: кто перед вами? я ответил: Этигэлэй Хамба собственной персоной. 

(Б.Д.Цыбиков сегодня единственный чело­век, видевший Д-Д.Этигэлова до 1927 года. Он был приглашен Буддийской Традиционной Сангхой России для официального опознава­ния.). 

Шарапов Мыжид-ахай, 1922 г.р. с. Алан Хоринского района  

Хорошо помню, как в конце 1920-х годов в Анинском дацане произошло разделение на две общины. Обновленцы заняли дацан, а нирванисты, которых было большинство, вынуждены были построить дощатый дуган за оградой. Они очень сожалели, что нет Этигэлэй Хамбы. 

Этигэлов учился в Анинском дацане 23 года. Он был выходцем из казачьего сословия и должен нести воинскую повинность. Хойто-ламхай попросил жителей Ойбонта вносить плату за освобождение Этигэлова от службы в казну. Более полутора десятков лет вносилась плата и Этигэлов мог продолжать свое образование. 

Услышав о возвращении Этигэлэй Хамбы, я был счастлив и появилась надежда на возрождение нашего Анинского дацана на своем месте. 

Галсанова Зоя Чойжоновна, 1938 г.р. (По воспоминаниям матери Дарижаб Балдановны)

 Хамбо лама Этигэлов часто посещал моего деда по материнской линии Гармажаанай Балдана, гостил у него по нескольку дней, был очень близким человеком. С большим почетом встречали его, всегда в доме было готово место под бурханами - вспоминала моя мама. Она была тогда 10-летней девочкой и ее очень баловали родители, т.к. она была единственным ребенком. Хамба зная это, тоже баловал ее и говорил ей «Дарижаб, ты будешь хорошо жить, я за тебя прочитал молитву». 

Когда Этигэлэй Хамба бывал у нас, сидел возле бурхана, читал молитвы. Однажды громко звеня колокольчиком и читая книгу (молитву), сказал: «Дарижаб, посмотри на улице - горит ли зула». «Горит хорошо» - услышав ответ, еще громче начал читать книгу. Это значило, что в то время силы, противодействовашие его пути к просветлению, хотели его ослабить. Вовремя поняв это, отразив это действие в обратную сторону, он сохранил зрение хоть и плохо видящего глаза. В последние годы Этигэлэй хамба постоянно проводил медитации в местности Баржагар, на горе Жажин и на аршане Саган Жалга, и на горе Ундэр. 

Когда Хамбо стал старым, тело его сильно уменьшилось в размерах. Он очень любил детей и говорил им: «Вы посадите меня в свою тележку и возите». Когда, играя, убегали, он говорил: «Меня оставив, далеко не убегайте» - вспоминала моя мама. Меня это очень удивляло: как странно, что такой большой лама мог запросто сесть в детскую тележку, чтобы его возила детвора, и наблюдать как они играют. 

Когда его избрали Хамбо ламой, его сопровождали земляки и ламы, в том числе мой дед Гармажаан Балдан, и когда они прибыли в Тамчинский дацан, то он вошел в него не через двери, а приказал разобрать харша (забор), и сразу почти бегом вошел в дацан. Все были удивлены его поведением — такой большой лама, и после стало известно, что ламы Тамчинского дацана видимо хотели поставить Хамбо ламой своего человека и Хамбо лам; Этигэлов предугадывая события повел себя так. И они поняли, что он очень сильный лама. 

Когда хоронили его, посадили в соль, говорила мама.   В 1955 году его разбудили подняли, поменяли его одежду и соль в бумхане. 

Его бывший хуварак Янгажинского дацана Лубсан-дедушка был очень странным, во время обеда ни с кем не разговаривал и даже когда кушал, то отворачивался от людей и всю свою жизнь посещал и делал гороо по бумбэ Этигэлэй Хамба. Он всю жизнь постоянно ходил с биноклем по вершинам гор и мог общаться с сабдаками, он был истинно «Бурханай хун». Он не женился, не завел семью. Также он бывал на горах возле Гусиного озера. Уже в преклонном возрасте стал разговаривать с людьми. У нега было много книг на тибетском, он их постоянно читал. Сейчас они хранятся у Соела в Культуре. 

Он на Баржагар сделал Жажан. Там он сидел на даяне, медитации, на четырех соснах натягивал от солнца ткань и медитировал.

нажмите, чтобы увеличить Ученик Хамбо Этигэлова Ендон-Жамса (Шара ламбагай), проводил обряды в советское время на святых местах Хамбо Этигэлова

 Раднаева Намжилма Бадмацыреновна 1923 г. р. 

Хамбо лама Этигэлов заложил четыре бумбэ в четырех сторонах своей родины. Место медитации - Жажан, находилось выше мест расположения бумбэ. Я точно знаю два жажан на Ундэр и выше Баржагар.

Этигэлэ Хамба сделал на камне изображения краской Бурхан Багша и Ногоон Дара Эхэ на горе Ундэр. 

В прошлом, 2002 году на камне потекла краска, хотя до этого все было в хорошем состоянии, как будто вчера нанесли краску. Кроме того, Д-Д. Этигэлов высек на 7 камнях надписи на старомонгольском, одна сохранилась и сейчас хранится в дугане в местности Культура. 

Бальжинима-абгай   Лодойбалова, 90 лет, с.Оронгой, жила возле г. Баржагар. 

Хуре (домик) Этигэлэй Хамба на аршане Саган Жалга мои родители перевезли в 30-х годах в Оронгой, очистив и поместив в нем сохранившиеся бурханы. Все старые люди из Оронгоя молились в этом домике в советское время тайком. Я очень хочу, чтобы хуре сейчас увезли на чистое место, может быть, в дацан.

Этигэлэй Хамба всегда на коне, запря­женном в бричку, заезжал на крутую высокую гору Ундэр и все этому удивлялись. Он говорил ламам: "Не собирайте и не наживайте добра, скоро вам самим придется заниматься и сеном и зерном". 

Дуган и два изваяния на горе Ундэр освятил Этигэлэй Хамба. В дугане бурхан Шагдар Хуршэн, а Лубсан-дедушка (ученик Этигэлова Сампилов Лубсан-Доржа) говорил, что это Ямантаки.

 На аршан Саган Жалга приезжали и отдыхали много лам из Янгажинского дацана, среди них Этигэлэй Хамба.

Ламы собирали в разное время года различные травы, высушивали, измельчали и составляли лекарства. Ендон Жамса был учеником Этигэлэй Хамба и об этом он постоянно говорил.

 Он установил не четыре, как все считают, а пять бумбэ на своей родине. Пятый бумбэ находится на берегу реки Оронгой, сейчас там стадион, это рядом с мельницей. Раньше ведь села Оронгой не было.

Я всю жизнь молилась Этигэлэй хамбе, поэтому, наверное, и дожила до 90 лет.

 

Корни

 Борис Буянтуевич Бальжиев, внучатый племянник Хамбо Этигэлова 

Хамбо-лама Даши-Доржо Этигэлов происходил из булагатского рода Готол Буумал. 

В середине XVII века Готол с женой вынужден покинуть долину реки Куды и тайно пробирается в Забайкалье, через Култук, прямо под носом кровожадного Багаба-хана, как буряты называли Ивана Похабова. 

Что же заставило его так рисковать, ведь его жена Гойнохан была на сносях? 

К 1650-му году обстановка к западу от Байкала стала для многих бурят невыносимой. Строительство острогов для сбора дани, многократное его увеличение, появление института заложников-аманатов, бесчинства и насилие казаков, захват бурятских земель вызвали ряд восстаний западно-бурятских родов. Взбунтовавшиеся бурят-монголы осаждали и сжигали остроги, силой пытались освобо­дить своих детей, которых захватчики содержали в нечеловеческих условиях, вымогая у родителей непосильные выкупы.

Но силы были неравными, после поражения воссстаний буряты вынуждены были покидать родные места. 

«Скорее всего, Готол был активным участников восстания»,- пишет его потомок Б. Бальжиев,- и карательные экспедиции русских казаков вынудили его бежать в Забайкалье с беременной женой. 

В страшную грозу они сумели незаметно мино­вать Култукский острог, который находился в состоя­нии повышенной боевой готовности, и тут, на берегу Байкала, наступило время родов. В честь своего чудесного спасения Готол назвал новорожденного сына Буумал, т.е. «спустившийся с неба». О роде Готол Буумал говорят: «Байгал дээрэпэ буужа ерэИэн Готол Буумал». 

Добравшись до реки Оронгой, беглецы стали готовиться к зиме: строили жилище, заготавливали продукты. Готол ежедневно охотился. Весной их единственная саврасая кобылица принесла жере­бенка: появились молочные продукты. Он совершил обряд жертвоприношения в местности Бухын Нуга. Надо отметить, что еще прежде булагаты, жившие в долине Селенги, совершали в этих краях обряд поклонения своим предкам, в частности, Буха-нойону в верховьях реки Убукун на Жаргалантуйском обо. 

Впоследствии Готол вернулся в Предбайкалье, но вынужден был скрываться от репрессий Похабова под чужим именем, часто перекочевывая. Поэтому в родословной готольского рода имеются разноречивые сведения. 

В конце XVII века готолы во главе с 39-летнш Буумалом вновь в Забайкалье и расселяются по река! Иволга, Селенга, Оронгой, Темник, где живут и поныне! 

Такова история родоначальника готол-буумалоч к которым принадлежит Хамба Этигэлов.

Банзарова Мария Намжиловна, 1928 года рождения.

Мой отец, Базаров Намжил Базарович, 1905 г. р.. Отчетливо помню, как отец, когда мы жил в Джиде, примерно в 1937 году беседовал об Этигэлэй Хамба с Васильевым Цыден-Доржо который преподавал в школе. Его бабушка была родной сестрой Этигэлэй Хамба. Я думаю, что самую важную работу в советское врем; проводили ученики Этигэлэй Хамбы — лама Ендон Доржо или, как его все звали, Шар; ламбагай, и Лубсан-Доржо всегда потихоньку от властей с 1930-х по 1960-е гг. проводил обряды на бумбэ и другие важные необходимые ритуалы. У них было много буддийских книг. Помню, что Шара ламбагай был репрессирован и выслан в Черемхово.

Мой отец очень бережно относился к своей родословной и в 1940 году он ее переписал, Я перевела на русский язык, продолжаю ее и храню. В 70-е годы я свою родословную обно­вила и один монгол мне ее хорошо перевел на кириллицу. Мой отец боялся за меня и почти ничего не рассказывал, а может быть, был запрет но я помню почему-то тайный разговор об Этигэлэй Хамба отца и Васильева Цыден-Доржо.

 

СВЯЩЕННЫЕ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ XII ПАНДИДО ХАМБО-ЛАМЫ ДАША-ДОРЖО ЭТИГЭЛОВА В ИВОЛГИНСКОМ РАЙОНЕ

Нажмите на изображение, чтобы открыть карту полностью

 

Исторические факты

нажмите, чтобы увеличить

21 февраля 1913 года. На крыльце Санкт-Петебургского дацана. Первый ряд (слева направо): Ц.Жамцарано, Е.В.Козлова, П.К.Козлов, Агван Доржиев, Хамбо лама Д-Д.Этигэлов, монгольский князь Ханда-Дорчжи, калмыцкий князь Д.Тундутов-младший

Хамба лама Этигэлов был очень уважаем бурятами. Особым уважением он пользовался у людей, призванных на тыловые работы в период Первой мировой войны. Вернувшиеся в 1917 году, они привезли сочиненную на фронте песню, посвященную Хамбо ламе и спели ее ему. Д-Д. Этигэлов был глубоко тронут песней, где говорилось, как оставив любимую родину, поехали люди на войну с Германией и благодаря благословлению Хамбо ламы они обязательно вернутся домой.

 

 Хаан Германида сэрэгтэй байна

Хамага орхижо мордоболди,

Хамба багшынгаа юроолоор,

Харижа бусахамнай болтогой.

 

Баруун Германида сэрэгтэй байна

Баранаа орхижо мордоболди,

Багша хамбынгаа юроолоор

Бусажа ерэхэмнай болтогой.

 

Энэ Германида сэрэгтэй байна

Элдин нютагаа орхижо мордоболди.

Этигэлэй хамбын юроолоор

Эрьеже бусахамнай болтогой.

 

Строительство Дугана Хамбо-ламы Этигэлова

Сегодня многие стремятся посетить Иволгинский дацан, получить благословление Хамбо ламы Д-Д. Этигэлова. В числе их и известные всей России люди: политики, бизнесмены, деятели культуры и науки.

В мае 2003 года встретился с Хамбо Этигэловым руководитель РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс. Посетив дацан, А.Чубайс предложил финансовую помощь храму в виде двухлетней оплаты их затрат на электроэнергию.

 Ранней весной этого года началось строительство дугана, где будет находиться драгоценное тело Учителя. Он будет копией одного из дуганов Янгажинского дацана, построенное Хамбо ламой Этигэловым.

 Со всех концов России поступают пожертвования на строительство нового дугана Последний крупный взнос поступил от АС «ЛенСиб» из г. Бодайбо Иркутской области.

 Реквизиты банка для внесения пожертвований на строительство Дугана Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова

 ИНН   0308004150    КПП   030801001      Иволгинский дацан «Хамбын Сумэ»

Реквизиты банка:   р/сч.   40703810100000000350      БИК   048142736 кор/сч.   30101810200000000736   ОАО АК «БАЙКАЛБАНК» г. Улан-Удэ

 

Фотографии

нажмите, чтобы увеличить 10 сентября 2002 года. Местность Хухэ-Зурхэн. Вскрытие бумхана Этигэлэй Хамбы.
нажмите, чтобы увеличить 25 мая 2003 года. Поднятие бумбэ. Бимба лама, Я.Васильева, Б.Бальжиев, Ганжур лама
нажмите, чтобы увеличить Пандидо Хамба лама XXIV Дамба Аюшеев и Бимба Доржиевич Цыбиков
нажмите, чтобы увеличить Иволгинский дацан
нажмите, чтобы увеличить Иволгинский дацан