Новости буддизма в Санкт-Петербурге

30 ноября - 2 декабря в дацане - Зула-хурал - День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал)

Версия для печатиВерсия для печати
30 ноября - 2 декабря в дацане - Зула-хурал - День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал)
30 ноября - подготовительный день, чтение Ганджура
1 декабря - основной день праздника Зула-хурал, зажжение лампад
2 декабря - завершающий день, молебен защитникам Учения

Зула-хурал («Праздник тысячи лампад») - важнейший памятный день для последователей буддизма. Именно в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в дацанах России и не только отмечают день памяти (ухода в нирвану) Богдо Цзонхавы (1357 - 1419 гг.), земного воплощения бодхисаттвы Манджушри, основателя тибетской школы Гелуг, последователями которой сегодня являются и буддисты Традиционной Сангхи России, и многие верующие по всему миру. Зула-хурал проходит в течение трёх дней, в этом году - с 30-го ноября по 2-е декабря. Основной праздничный день приходится на 1-е декабря.

Лама Цзонхава почитается в Тибете как второй Будда, а два его основных сочинения - «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) - полностью охватывают духовную практику буддизма. По преданию, сам лама Цзонхава в конце земной жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Последователями реформ ламы Цзонхавы отмечены четыре главных деяния, связанные с основанием школы Гелуг:

1. Реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтрейи как знак тысячелетнего существования новой школы.

2. Возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета.

3. Учреждение праздника Монлам чхенмо, которое способствовало единению верующих и новой школы.

4. Строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрейя, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Богдо Цзонхавой школа Гелуг («школа добродетели» - тиб.) стала одной из самых влиятельных и популярных школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва («победитель» - тиб.) и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII века школа Гелуг утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

В день памяти Цзонхавы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов и монастырей зажигают тысячи масляных лампадок («зула», отсюда и название праздника). В память о великом Учителе лампадки горят до самого рассвета, и если представить буддийские монастыри и храмы в эту ночь сверху, они покажутся чудесным, ярким и тёплым обращением к небожителям всех времён.

В дни празднования Зула-хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.



вернуться к списку новостей