Новости буддизма в Санкт-Петербурге

С 9 ноября по 6 декабря 2016 г. в Государственном музее истории религии будет работать уникальная выставка «Под сиянием Хан Гаруды» из произведений Санжи-Цыбик Цыбикова и Даши Намдакова

Версия для печатиВерсия для печати
С 9 ноября по 6 декабря 2016 г. в Государственном музее истории религии будет работать уникальная выставка «Под сиянием Хан Гаруды» из  произведений Санжи-Цыбик Цыбикова и Даши Намдакова

С 9 ноября по 6 декабря 2016 г. в рамках Дней культуры Улан-Удэ в Санкт-Петербурге, посвященных 350-летию столицы Бурятии, в Государственном музее истории религии для гостей и жителей северной столицы будет работать уникальная выставка «Под сиянием Хан Гаруды» из собрания Национального музея Бурятии и Арт-фонда Даши Намдакова.

Выставка познакомит с творчеством двух ярких представителей своего народа – выдающегося ламы-художника Санжи-Цыбик Цыбикова и современного скульптора Даши Намдакова. Их творчество отражает духовное, философское и традиционное представление о бурятской культуре.

Название выставки раскрывает традиции буддийского духовного наследия в творчестве мастеров. Гаруда – Царь-птица (бур. Хан Гаруда) как символ просветлённого ума, солнца, огня и защитник Учения выступает лейтмотивом выставки. Огонь для мастеров кузнечного дела, скульпторов является священным символом избранности, предназначения пройти особый путь ваятелей, творцов удивительных образов.

В Бурятии религиозное искусство основывалось на традициях народного искусства. Развитие и расцвет буддийского искусства связаны с широким распространением буддийского Учения, возведением буддийских монастырей. Период с середины XIX и первой четверти XX вв. считается «золотым» периодом в бурятском религиозном искусстве. Именно в этот период в Бурятии была создана первая бурятская профессиональная школа деревянной скульптуры – «оронгойская» школа мастеров под руководством знаменитого ламы-художника Янгажинского дацана Санжи-Цыбик Цыбикова, получившая свое название от местности Оронгой, где располагался Янгажинский дацан. В этом центре были выработаны единый стиль, свои «секреты» мастерства, различная техника, технология изготовления красок, изобретены особые виды клеев и растворителей и т.д.

Уникальные работы бурятских мастеров, хранящиеся в коллекции Национального музея, несут в современный мир те духовные и художественные традиции, которые позволяют сохранить линию преемственности между прошлым и будущим поколениями. И сегодня отражение этого наследия мы видим в полной мере в современном региональном искусстве.

Для мастеров Байкальского региона, творящих свои произведения в пространстве мирового искусства XXI в., присуща специфика ярко выраженного авторского стиля, соединяющего в себе вековые традиции европейского и азиатского искусств. Одним из ярких представителей данного направления является скульптор Даши Намдаков. Особую роль в его творчестве занимает буддийское духовное наследие. Наиболее значимую роль в творчестве Д. Намдакова оказали работы известного скульптора С.-Ц. Цыбикова. Д. Намдаков, также как и С.-Ц. Цыбиков, работает на стыке двух веков, но с разницей почти в сто лет, и его творчество, как и творчество многих поколений бурятский мастеров, продолжает нести глубокие духовные основы в бурятское искусство и культуру. Для скульпторов характерны высокий профессионализм, определенность мировоззренческой и эстетической установки, стремление выразить личное понимание красоты, мудрости и добра в реальных земных образах. Творения мастеров отличаются редкой одухотворенностью, способностью передать состояние внутренней сосредоточенности и гармонической уравновешенности мысли и чувства. Изображаемые ими образы преисполнены экспрессии, гармоничного совершенства, внутреннего покоя и отстраненности от «суеты» мира.

Таким образом, выставка знакомит зрителя с произведениями двух мастеров, творчество которых отражает богатое историческое и духовное наследие бурятского искусства.




вернуться к списку новостей