Библиотека (сутры)

ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ Чже Цонкапа

Версия для печатиВерсия для печати
Я разъясню, как умею, сущностный смысл
Победоносного Будды всех совершенных речений –

Этот прославленный путь наилучших Его сыновей,

Брод для счастливцев, желающих Освобождения.

 

Те, кто не пристрастились к мирским наслаждениям.

Те, кто усердствуют, чтобы со смыслом прожить

Жизнь человеческую со свободами и возможностями для достижений,

Слушайте, о счастливцы, с искренней верой в душе!

 

Так как без чистого подлинного Отрешения

Способа нет в океане существования достичь

Высшего результата – счастья, страданий всех успокоения

И так как тело имеющие, скованы страстью во всём

К существованию – сначала отыскивайте Отрешения!

 

Душой осваивая тот факт, что  времени недостает

В труднодоступной, полной возможностей человеческой жизни.

От видимостей этой жизни вы отвратитесь совсем.

Вновь и вновь осмысляя страданий круговорот,

Закон неотложный соответствия действия и результата,

От видимостей будущей жизни, отвратившись, свершите отход.

 

Благодаря этой практике освоения, в вашем уме

Ко всему изобилию круговерти не зародится желание ни на мгновенье.

И когда ваша мысль придет в состояние устремленья

К Освобождению – всё время, и ночью и днем,

Тогда это значит, что зародилось у вас Отрешение.

 

Но не одно отрешение, - если вас не проникнет насквозь

Чистый дух Просветления, тогда причин не возникнет

Для полного совершенного счастья – непревзойденного Пробуждения.

Высший дух Пробуждения вы, разумные, в себе зародите!

 

Страшной силы потоки четырех рек нас уносят!

Держат тесно оковы трудно-преобразуемой кармы,

За железной решеткой своих представлений о «я» мы помещены,

В яму загнаны, и слепого неведенья тьмою великой во всём помрачены.

 

В бескрайнем  существовании мы рождаемся – и в рождениях

Страдаем без передышки страданиями тремя.

И все существа – наши матери   в этом же положении.

Это поняв, зарождайте в себе высший дух Пробуждения!

 

Тот , кто узрел, как всегда непреложно не ошибается

Связь причин-результатов всех дхарм сансары, нирваны

(всех элементов покоя и круговерти).

Тот, кто вовсе разрушил тенденцию к объективации,

Такой вступил уж на путь,  радующих всех Будд.

 

Видимости имеют непреложное зависимое возникновение,

Пустота лишена своего утверждения.

Но до тех пор, пока эти два пониманья отделены и врозь,

Все еще  нет идеи Будды настоящего постижения.

 

Когда же кто-либо, одновременно и не утверждая,

Узрев лишь непогрешимость зависимого возникновения,

Все схватывания-представления очевидного сокрушит,-

Тогда он анализ воззрения полностью завершает.

 

Кроме того, еще  устраняются  крайние взгляды:

О бытии, поскольку есть видимость проявлений,

О небытии, поскольку все -  пустота.

Если познать пустоту как закон причины-и-результата,

Вас уже не собьют эти крайние представления.

Когда ты сам постигнешь существо –  три основы пути,

Тогда, опираясь на созерцание в затворе, силу взращивая усердием,

Пусть постоянное своё твердое устремленье

Ты, о мой сын, сможешь вскорости осуществить!