Дрепунг Гоман Самло Канцен

Мандала

Версия для печатиВерсия для печати
По-тибетски слово мандала переводится как Кьилхор, что означает «центр и окружение». Мандала тантрического божества включает в себя божество и его дворец, который также представляет ум этого божества. Основываясь на символах, знакомых людям Индии во времена жизни Будды, каждая мандала есть иллюстрированное проявление тантры. Она может быть «читаемой» или изучаемой, как текст, заученной на память для визуализации во время медитации и интерпретируемой.
 
Самые общеизвестные мандалы изображаются в двумерной форме, показывая поэтажный план – как проект – трехмерного дворца божества, включая архитектурный дизайн и множество декоративных деталей. Каждый компонент – это символ, представляющий какой-либо аспект учения.
 
Назначение мандалы – познакомить ученика с тантрой и божеством, а также разрешить ученику «войти в мандалу», т.е. войти в состояние бытия, в котором пребывает это божество.
 
В текстах утверждается, что мандала может быть нарисована, раскрашена, сделана из частиц или построена посредством медитативной концентрации. Двухмерная мандала может быть сделана из растертого в порошок и раскрашенного риса или цветов, частиц простых или драгоценных камней, или окрашенного песка. Существуют также и трехмерные мандалы, выстроенные из дерева, металла или других твердых материалов.
 
Есть два типа медитативных мандал, которые сооружаются в уме. В одном случае – практик визуализирует всю трехмерную мандалу до мельчайших деталей. Для другой, самой продвинутой тантрической практики, известной как «актуализация мандалы», требуется переориентация тонких энергий тела в соответствии с энергиями данного божества.