Буддизм :: Университеты

Дрепунг Гоман дацан

Версия для печатиВерсия для печати
Гоман-дацан монастыря Дрепунг, который ныне действует в Мунгоде, Южная Индия, всегда имел прочные связи с Монголией и Россией.

В Гоман-дацане по учебникам Первого Джамьян Шадбы (1648-1722) обучались многие поколения бурятских, калмыцких и тувинских лам.

Основатель дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге лама Агван Лобсанг Доржиев закончил Гоман-дацан и был назначен наставником Его Святейшества Тринадцатого Далай-ламы Тибета от этого монастыря. В период с 1959 по 1962 год настоятелем Гомана был Галсан Лэгдэн, уроженец Тункинского района Бурятии, трагически погибший в годы китайской культурной революции. Один из учеников ламы Агвана Доржиева бурятский лама Агван Ньима, написавший несколько томов философских сочинений, с 1978 по 1983 год был настоятелем Гоман-дацана.

Давние связи Гоман-дацана с буддистами России полностью не прервались несмотря на все исторические перемены. Перерожденец Галсан Лэгдэна Чогтул Ринпоче из Непала в настоящее время обучается в Гоман-дацане. Там же до недавнего времени учился глава буддистов Калмыкии Тэло Ринпоче.



Цаннид-дацан, наряду с факультетами Нгагпа – тантрическим, Дзийпа – астрологическим и Менба – медицинским, составляет оригинальную систематическую монастырскую образовательную традицию, которая выполняет функции сохранения, передачи и развития базовых ценностей буддийского религиозно-философского наследия.
 
Полный курс обучения Цаннидского факультета распадается на пять курсов-предметов, это: 1) Намдэл – логика и гносеология, коренной трактат 'Праманавартика' Дхармакирти. 2) Парчин – рассматривается 'скрытый смысл' учения Праджняпарамиты, т.е. религиозная трактовка 'Пути освобождения от страданий' и достижения совершенства сознания, коренной трактат 'Абхисамаяланкара' Майтрейи. 3) Ума – философия относительности или 'теории срединности', свободная от двух крайностей – этернализма и нигилизма, коренной трактат 'Мадхьмикааватара' Чандракирти. 4) Дзод – энциклопедия всего раннего буддийского философского умозрения, на котором изучается трактат Васубандху 'Абхидхармакоша'; 5) Дулва – этика и монашеская дисциплина, коренной трактат 'Виная Сутра' Гунапрабхи. В среднем курс обучения продолжается в течение шестнадцати лет.
 
Цаннидский факультет играет первостепенную роль в системе монастырского образования Тибета, его главенствующая роль состоит в системообразующем факторе, в его фундаментальном начале. Поскольку считалось, что обучение на религиозно-философском факультете было обязательным условием (по крайней мере, основной его курс) для всех адептов, которые желали продолжить обучение на других факультетах.
 
Дрепунг Таши Гоман является одним из известнейших Цаннид-дацанов. Автором большинства текстов уникальной обязательной программы обучения является Гунчен Джамьян Шедпа (1648-1721). А также изучаются некоторые тексты, авторами которых были его последователи, наиболее видные – это Гунтанг Тенпи Донме (1762-1823) и Туксре Нгагван Таши. И конечно же изучаются тексты, написанные Досточтимым Цонкапой и его Великими Учениками.
 
В Гомане на данный момент обучается более 2500 монахов. Гоман состоит из 16 общин – канценов. Гоман-колледж имеет библиотеку, среднюю школу на 300 школьников, больницу на 20 коек-мест. Сейчас в Гомане закончилось строительство нового храма на 4 000-5 000 монахов, тогда как старый был рассчитан только на 300, цоколь нового храма служит площадкой для философских дебатов. Строительство велось исключительно на пожертвования.
 
Гоман является одним факультетом, входящим в монастырский комплекс Палден Дрепунг, образованный в 1416 г., в который входило помимо этого ещё 7 факультетов. В четырёх Гоман, Лоссалинг, Тойсамлинг, Шагор основной акцент делается на изучение предметов Парчин и Ума. В пятом – Дулва изучались этика и монашеская дисциплина. В шестом Даян изучалась Цама Намдэл. В седьмом – Нгагпа, тантрическом факультете изучалась тайная колесница мантр. В Палден Дрепунге на сегодняшнее время обучается более 4 тысяч монахов. Все монахи 7 факультетов собирались на общий молебен в центральный храм – Цогчен-дуган. Все 7 факультетов имели отдельные храмы для собственных молебнов и занятий. В Палден Дрепунге находится историческая резиденция Далай-лам – дворец Ганден Потан, который стал высшим административным центром Тибета в1642 году во время правления 5-го Далай-ламы Нгаванг Лобсан Гьятсо (1617-1682). До 1959 года основной монастырь находился в Тибете, вблизи Лхасы, а в наше время находится на юге Индии в штате Карнатака.
 
Основатель Палден Дрепунга является Джамьян Чойдже (1379-1449), который был одним из ближайших учеников Досточтимого Цонкапы, основоположника школы Гелукпа. Одним из его последующих воплощений является Таранатха, родившийся в 1575 году, а его же перерожденцем был первый Богдо Геген – Занабазар. Джамьян Чойдже по наставлению Учителя отправился на поиски благоприятного места для основания нового монастыря. К вечеру он пришел к горе Гемпел-Ри, где он решил отдохнуть и провести ночь. Во сне ему было видение, что если построить монастырь на вершине горы, то в нём будет очень много лам, которые достигнут высших реализаций, но сам монастырь будет беден. Если на середине горы, то во всем будет равность. А если у подножия горы, то будет беден учеными, но будет процветать. Проснувшись он понял, что это пророческий сон. Монастырь был построен посредине горы. Дано было название Палден Дрепунг.
 
Перед постройкой монастыря Джамьян Чойдже обратился за благословением к своему Учителю – Досточтимому Цонкапе, который и даровал его вместе с огромной Белой Раковиной Учения. Той самой, которая по преданию была по завещанию самого Будды спрятана Анандой в горах Тибета, и которую впоследствии обнаружил Цонкапа.
 
Из-за захвата Тибета Китаем, в 1959 году, и известных последующих событиях, когда монастыри были разрушены, духовенство подверглось притеснениям, а святыни надругательствам, многим тибетцам пришлось покинуть свою страну. Возрождение на территории Индии тибетского буддизма, представляла большие трудности, но тем не менее, благодаря доброте и неустанному руководству Его Святейшества Далай-ламы 14, удалось в целом сохранить религиозно-философские традиции в Учении и обрядах, и восстановить центры буддизма, монастыри.
 
Некогда великий монастырский комплекс Палден Дрепунг воссоздал только три своих факультета, это Нгагпа Дацан, находящийся в Дели, Гоман и Лосалинг в штате Карнатака (южная Индия). По прибытию в Индию, Гоман, как и все другие тибетские Дацаны, в течение нескольких лет располагался в местности Багса, штата Западная Бенгалия (восточная Индия). В то время настоятелем Дацана был избран Геше Лобсанг, родом из Зап.Монголии. Позже, Индийским правительством было выделено место для постройки монастыря в штате Карнатака. На том месте простирались индийские джунгли. Всего лишь 63 монаха смогли приехать туда, для строительства монастыря. Очень трудно им пришлось в первые годы, ведь им пришлось расчищать место от джунглей, для строительства монастыря. Днём монахи трудились над обустройством, а по вечерам учились. Всё это происходило не смотря на нестерпимую южную жару, проливные дожди и многие другие трудности. Лишь благодаря неустанному труду и глубокой вере монахов, удалось сохранить и восстановить Дацан.
По-тибетски Гоман, означает, много дверей. Такое название он получил благодаря ламам, которые достигли глубокой реализации Пустоты и могли входить в монастырь на хурал (молебен) сквозь стены, как через открытые двери. Многими великими Ламами, Учёными, Учителями, философами, мастерами достигших всяких реализаций известен Гоман. Все они трудились и трудятся на блага всех живых существ, а так же для сохранения и распространения драгоценного учения Будды. Приведём лишь несколько имён: Гунчен Жамьян Шедба, Гунтен ринпоче, Халха Джебзун Дамба ринпоче, Такцер ринпоче, Жанжя ринпоче и многие другие. Здесь уместно вспомнить и о наших земляках. Издревне Гоман Дацан был славен монгольскими ламами (буряты, калмыки, тувинцы, халхи ), которые были известны своей учёностью не только среди монгольских народов, но и по всему Тибету, и далеко за его пределами. Приведём лишь несколько имён: Агван Доржиев, советник Далай-ламы 13; Агван Нима, Калсан Легден, были настоятелями Гоман Дацана; Тубден Нима был настоятелем Дулва Дацана; Ганжарва Гэген; Шивалха Лхарамба; геше Вангял и многие другие. Многие, после окончания обучения возвращались домой, в Россию, для преподавания буддизма, поэтому Учение Будды было широко распространено в буддийских регионах России.
 
В настоящее время в Гоман Дацане обучаются более 2500 монахов, в том числе монахи из России, Монголии, Непала, Бутана, из некоторых гималайских регионов Индии. Ежегодно прибывает большое количество новых студентов-монахов для получения высшего философско-буддийского образования.
 
Система образования в Гоман Дацане проходит по единому порядку шести крупнейших философских монастырей, где полностью изучаются пять главных предметов буддийской философии, такие как: Цема, Парчин, Ума, Дзод, Дулва, которые полностью охватывают путь сутр и тантр.
 
Обучение в Гоман Дацане состоит из 15 курсов. В течении первых четырёх лет, изучается предмет Цема (санскр. Прамана), курс логики, где за основу берутся тексты индийских мастеров, Дигнаги и Дхармакирти. На первых двух курсах, монахи знакомятся с общими понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута. На следующем, третьем курсе, осваивается искусство приведения аргументов. На четвёртом курсе, даётся обзор об уме и познании. Затем, в течении пяти лет изучается Парчин (санскр. Праджняпарамита), совершенство мудрости. За основу изучения, берутся текст Будды Майтреи 'Абхисамаяаланкара' и коментарии к нему, данные такими учёными как Харибхадра, лама Цонкапа, Дарма Ринчен, Кедуб Же, Жамьян Шедба.
 
Затем, в течение двух лет изучается Ума (санскр. Мадхьямака), подробное учение о пустотности всех элементов, по трактату Чандракирти 'Мадхьямака-аватара' и комментарии к этому тексту ламы Цонкапы и Гунчена Ринпоче. Далее изучается Дзод (санскр. Абхидхарма), состоящий из двух курсов. Основой изучения берётся текст Васубандху 'Абхидхармакоша' и комментарии к нему, написанные Гялба Гендундубом (первый Далай-лама) и Гунченом Ринпоче. И последний предмет, Дулва (санскр. Виная), изучается по трудам Гунапрабхи. Состоит из двух курсов. Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течении шести лет, затем, после сдачи всех экзаменов, получают учёную степень Геше Лхарамба.
 
Административный порядок монастыря не претерпел больших изменений, как и раньше, в Тибете, высшим официальным лицом является Кенпо-лама (настоятель), избранный на этот пост общим голосованием из числа геше, сроком на шесть лет, и утвержденный Его Святейшеством Далай-ламой. Далее следуют Гэбгы, блюститель порядка и обычаев; Унзед-лама, ведущий религиозные службы; Шунлепа, курирующий учёбу. Ещё одна очень важная группа официальных лиц, именуемых Чагзод, менеджеры, они выполняют административные и экономические дела Дацана, избираются сроком на три года, общим голосованием. Важные решения в жизни монастыря принимаются на собрании 16 канценов (землячеств), который созывается Кенпо-ламой (настоятелем монастыря). На нём присутствуют бывшие настоятели Дацана, все официальные лица монастыря, главы землячеств.